Вокруг фармрынка разгорается новый скандал.

Похоже, что у “дела о томографах” появилось “достойное” продолжение. В СМИ просочилась информация, что деятельностью Минздравсоцразвития недовольны в аппарате вице-премьера Игоря Сечина, курирующего промышленность. Ведомство заподозрено в сговоре с крупнейшими поставщиками лекарств. Однако в министерстве с таким видением дела не согласны. А ряд экспертов полагают, что дело вовсе не в экономике, а в политике.

В аппарате вице-премьера Игоря Сечина были проанализированы лекарственные госзакупки 2009 года. Было выявлено, что Минздравсоцразвития заключило контракты на поставку лекарств в сумме 31,1 млрд. рублей фактически без проведения торгов. Заявки от фармацевтических компаний подавались, но на аукцион являлась только одна из них. С ней-то по максимальной цене и заключался контракт на поставку лекарств.

“По результатам плановой проверки, проведенной Федеральной антимонопольной службой, фактов размещения Минздравсоцразвития России заказов без проведения торгов не выявлено”, - оборонялся источник “МК” в Минздравсоцразвития. Более того, добавил он, в результате этих самых торгов в 2009- 2010 годах удалось сэкономить 3,6 млрд. бюджетных рублей. Между прочим, это более 10% от выделенной на эти цели бюджетных средств. Что касается процедуры проведения аукционов, то они признаются несостоявшимися, если в них участвовала только одна компания. Но по Закону о госзакупках единственный участник аукциона не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта. Более того, как рассказали “МК” в Минздравсоцразвития, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола обязан по Закону о госзакупках (от 2005 года) “передать единственному участнику аукциона прилагаемый к документации об аукционе проект контракта”. Цену на лекарство устанавливает государство. Фармацевтическое предприятие может только согласиться с ней или же предложить свою, но меньшую. Как разъяснили в министерстве, начальная цена взята не с потолка. Она рассчитана с учетом цен предыдущих аукционов. “Но даже когда начался шквальный рост цен на лекарства в 2008 году, Минздравсоцразвития начальную цену на аукционе выставляло ниже цены предыдущего аукциона”, - подчеркнули в ведомстве. С 1 марта 2010 года цены на жизненно важные и необходимые лекарственные средства регистрируются производителем в Росздравнадзоре (с 1 сентября 2010 года - в Минздравсоцразвития) и рассчитываются по специально разработанным методикам для зарубежных и отечественных компаний. Что же касается возможного сговора самих “фармацевтов”, то в ведомстве Татьяны Голиковой сообщили: “Минздравсоцразвития России не наделено полномочиями по раскрытию сговора участников размещения заказа”.

Суть спора между Сечиным и Голиковой “МК” объяснил источник, близкий к правительству. По его мнению, за фармсредства отвечают сразу два министерства. Минздравсоцразвития - за их распространение, Минпромторг - за производство. “Вот где-то на стыке в ситуацию и может вмешаться курирующий промышленность вице-премьер Игорь Сечин”, - продолжает наш собеседник. Но, по его словам, сам порядок на фармакологическом пространстве здесь скорее всего ни при чем. Он уверен, что дело не в экономике, а в политике вокруг фигуры главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой. И предрекает в скором времени передел рынка и крупных контрактов: “Слишком лакомый кусок”.

Источник - Московский комсомолец - Юлия Шестоперова