На рынках наступил небольшой оптимизм относительно возможности решения проблемы "фискального обрыва".

Напомним, с 1 января 2013 г. произойдет автоматическое прекращение действия двух законов по американскому бюджету. Налоговые льготы, принятые при Буше, отменяются, а расходы федерального бюджета сокращаются на $600 млрд, или 6% американского ВВП. Случится это, если демократы и республиканцы не смогут договориться о налогах и расходах до конца декабря.

Особенно тяжелой будет первая половина 2013 г. Повышение налоговых ставок и сокращение расходов приведут к уменьшению ВВП на 2,9% против предыдущего прогноза в 1,9%. Во второй половине будет отскок, но он не поможет перекрыть негатив.

Учитывая, что почти половина бюджетной экономии в размере $1,2 трлн, которую предусматривает секвестирование, приходится на армию, то именно здесь штат предприятий будет сокращаться наиболее существенно. Руководство Lockheed Martin уже предупредило власти о том, что сокращение финансирования ставит под угрозу львиную долю рабочих мест корпорации, а это десятки тысяч человек.

Экономист фонда Gluskin Sheff Дэвид Розенберг составил план из 10 пунктов, как наладить порядок в финансовой сфере.

1. Не поднимать верхнюю предельную ставку налогов на доходы и капитал. Это полностью исказит систему стимулов.

При плохом сценарии самая высокая налоговая ставка поднимется с 35% до почти 40%. Налог на прирост капитала, который включает в себя прибыль от продажи акций, облигаций, драгоценных металлов и имущества, увеличится с 15% до 20%.

При таком повышении налогов Америке вряд ли удастся обуздать бюджетный дефицит на планируемые 3%: с нынешних 8,5% до 5,5% ВВП в фискальном 2013 г.

2. Расширение налоговой базы и сокращение налоговых вычетов. Такой способ сделает налоговую систему более прогрессивной и эффективной.

Президент США Барак Обама и Конгресс в этом году уже одобрили продление снижения ставок налога на заработную плату до 4,2% с 6,2%. Этот сбор платят около 160 млн работающих американцев. Более низкая ставка приносит работникам в среднем около $ 1 тыс. дополнительных денежных средств за год.

3. Сокращение ставки корпоративного налога. Это поможет создать стимулы для инвестиций, которые в свою очередь создадут рабочие места.

4. Что касается социального обеспечения, пришло время поднять пенсионный возраст, особенно учитывая, что средняя продолжительность жизни увеличивалась на 1 год каждое десятилетие. Программа была запущена в 1935 г. Тогда средняя продолжительность жизнь равнялась 60 годам. Сегодня показатель составляет 75 лет.

5. Реформа иммиграции, которая позволит иностранным студентам жить и работать в стране после окончания вуза. Это поможет сократить нехватку квалифицированных кадров. Создание дополнительных налогоплательщиков является более продуманной политикой, чем повышение налоговых ставок на наиболее успешных предпринимателей.

6. Содействие добыче нефти и газа (лизинг на государственных землях; поощрение строительства трубопроводов; поощрение развития добычи сланцевого газа). Только за 2011 г. цены на газ упали более чем на 30%, а доля спроса на энергоресурсы на внутреннем рынке США выросла до 81%. Такого прироста в стране не наблюдалось 20 лет. При чем сделано это было мелкими и средними сырьевыми игроками, а не нефтегазовыми гигантами.

7. Введение федерального налога с продаж, как было сделано в Канаде.

8. Упрощение и уточнение финансового регулирования. При этом не стоит торопиться со спорным законопроектом Додда-Франка. Согласно разрабатываемому закону, главная задача нормативного акта заключается в обеспечении финансовой стабильности США при помощи улучшения прозрачности и учета, в исключении ситуации "too big to fail", когда за спасение банка платят налогоплательщики, в защите потребителей финансовых услуг от недобросовестной практики банков.

9. Полномасштабная война с расходами на здравоохранение. По данным WSJ, три четверти чистого государственного долга страны в $ 10 трлн составляют постоянно растущие расходы на Medicare и Medicaid. Кроме того, большое беспокойство у двух партий вызывает фонд Social Security, который получает финансирование не за счет накоплений старшего поколения, а за счет налоговых поступлений нынешних работников.

10. Изменение распределения средств на образование и науку. Это эффективнее простимулирует устойчивое создание рабочих мест, чем стимулирование рынка жилья. Цены на дома упали примерно на треть со времен ипотечного кризиса, и теперь снова начинают расти.