По предварительной оценке Министерства финансов, дефицит федерального бюджета за январь – июнь составил 1,515 трлн руб., или примерно 4% ВВП. Это меньше прогноза главы ведомства Антона Силуанова. При этом доходы казны в июне оказались максимальными с начала года. Если цены на нефть не упадут, то доходы за следующие полгода могут быть еще больше. Но это никак не изменит планы Минфина по замораживанию бюджетных расходов на ближайшие три года.

В среду, 13 июля, Минфин обнародовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2016 года. Доходы составили 5,867 трлн руб., расходы — 7,382 трлн руб. (42,7 и 45,9% от объемов, утвержденных законом о бюджете), дефицит бюджета — 1,515 трлн руб., или около 4% ВВП. Дефицит вырос всего на 28,855 млрд руб. по сравнению с уровнем пяти месяцев.

Показатели июня и полугодия в целом оказались лучше ожиданий Минфина. Ранее глава ведомства Антон Силуанов прогнозировал дефицит на уровне 4,3%.

«Дефицит в первом полугодии составил 4,3% ВВП, значительно больше, чем мы предусматриваем по году. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он возрос на 2,2% ВВП, что связано с тем, что доходы снизились и составили 15,1% ВВП, в первую очередь от снижения нефтегазовых поступлений примерно на 30%. В целом доходы сократились на 12%, доля нефтегазовых доходов снизилась до 36%», — говорил он на правительственном часе в Совете Федерации.

Дефицит оказался ниже прогнозов благодаря тому, что в июне сильно выросли доходы. Они оказались наибольшими с начала года и составили 1,223 трлн руб.

Рост доходов обеспечило повышение с 1 июня экспортной пошлины и фискальной нагрузки из-за роста нефтяных котировок. В июле нефтегазовый сектор должен принести еще больше денег в казну, поскольку ставки еще поднялись. Экспортная пошлина на нефть была повышена с 1 июня с $66 до $80,6 за тонну, с 1 июля она увеличилась до $95,9 за тонну. Таким образом, ее размер вырос в июле на 45% относительно майского уровня.

Но стоит отметить и тот факт, что в целом зависимость от нефтегазовых поступлений значительно снизилась. Бюджетные доходы за шесть месяцев этого года к аналогичному периоду 2015 года сократились в целом на 11,4%, тогда как средняя стоимость барреля нефти российской марки Urals упала на 33,6%. Поддержку доходам оказывает рост поступлений от ненефтегазовых секторов экономики, во многом обеспеченный девальвацией рубля.

За первое полугодие 2016 года, по сообщению Федеральной налоговой службы, «без учета нефтегазовых доходов рост налоговых поступлений в федеральный бюджет составил 3,8% в сравнении с первым полугодием 2015 года».

Еще в 2014 году соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов составляло в среднем 55 на 45 в пользу нефтянки. Тогда как за пять месяцев этого года (данных за полгода на момент подготовки материала еще не было) на нефтегазовые доходы пришлось 36%. Подросшие нефтяные котировки (и соответствующая фискальная нагрузка) этот показатель скорректируют, но непринципиально.

Итоги исполнения бюджета в первом полугодии хоть и оказались немного лучше ожиданий, не меняют позицию Минфина при подготовке корректировки бюджета в 2016 году и подготовке бюджета на трехлетку в 2017–2019 годах, сказал «Газете.Ru» чиновник экономического блока правительства.

По оценке ведомства, в 2016 году номинальные расходы составят 15,785 трлн против 16,098 трлн руб., заложенных в законе о бюджете. На текущем уровне Минфин предлагает заморозить расходы на следующие три года.

«При формировании подходов к бюджету на следующую трехлетку мы исходили из уровня номинальных расходов, которые сложатся в текущем году: это 15,785 трлн руб. и уровень дефицита бюджета — 3,2% ВВП в следующем году», — пояснял Антон Силуанов.

Минфин также хочет сохранить хотя бы какую-то часть резервов на следующий год. За полгода из Резервного фонда было продано валюты на 780 млрд руб. На 1 июля в «заначке» оставалось 2,456 трлн руб.

«В этом году у нас трата резервов предусмотрена 2,1 трлн руб. Если нам не будет хватать источников финансирования дефицита бюджета, не исключено, что мы можем эту сумму несколько увеличить. Но увеличивать ее серьезно не намерены, потому что это влияет серьезно на объем резервов, с которым мы войдем в 2017 и 2018 год», — отмечал министр финансов.

Ожидаемые результаты исполнения бюджета за полгода уже обсуждались на заседании бюджетной комиссии у премьер-министра и на заседании правительства на прошлой неделе. На этой неделе при подведении итогов исполнения антикризисного плана в Белом доме опять рассматривали источники финансирования для тех его пунктов, на которые не были определены расходы (в том числе речь шла о второй индексации страховой пенсии).

Но пока никто дополнительных денег не получит. Целевой уровень дефицита бюджета на текущий год 3% ВВП (2,361 трлн руб.), а по последней оценке Минфина дефицит составит (с учетом сокращения расходов и поступлений от приватизации) 3,3% ВВП.

«Поэтому сейчас вопрос об увеличении расходов Минфин не обсуждает», — подчеркивает собеседник «Газеты.Ru».

«С этим годом все понятно. Главная дискуссия — трехлетний бюджет и определение в нем приоритетов для перераспределения расходов», — отмечает чиновник.

Часть приоритетов уже была названа премьер-министром Дмитрием Медведевым на заседании президентского совета по стратегическому развитию, который прошел 13 июля. Это обеспечение граждан доступным жильем, повышение качества работы жилищно-коммунального хозяйства, сохранение господдержки инвестиционных проектов в малых городах. Осталось решить, кому срезать финансирование.