В спорах о жесткой экономии и стоимости уровня государственной задолженности игнорируется ключевой момент: государственные долговые обязательства перед иностранными кредиторами отличаются от обязательств перед резидентами, пишет в Project Syndicate директор Центра европейских политических исследований Даниэл Грос.
В случае с внутренним долгом более высокая процентная ставка, или надбавка за риск, приводит лишь к большему его перераспределению внутри страны (от налогоплательщиков до держателей облигаций). Напротив, в случае с иностранной задолженностью более высокие процентные ставки приводят к потерям благосостояния в стране в целом, потому что правительство должно направлять ресурсы за рубеж, что обычно требует снижения валютного курса и сокращения внутренних расходов.
Различие между иностранным и внутренним долгом особенно важно в контексте кризиса евро, потому что страны еврозоны не могут проводить девальвацию для увеличения экспорта, если это потребуется для обслуживания иностранного долга. И факты подтверждают, что кризис евро касается не столько суверенного долга, сколько внешнего.
Действительно, наиболее остро от кризиса пострадали те страны, которые имели крупные дефициты текущего счета до кризиса. Случай с Бельгией особенно поучителен, поскольку надбавка за риск по бельгийскому суверенному долгу оставалась невысокой на протяжении большей части кризиса евро, хотя коэффициент долг/ВВП в стране превышает средний показатель по еврозоне примерно на уровне 100%, и так было без вмешательства правительства уже более года.
Еще более сильный пример существенного различия между иностранным и внутренним долгом показывает Япония, у которой самое высокое отношение долга к ВВП среди стран ОЭСР. До сих пор страна не испытывала долгового кризиса, а процентные ставки остаются крайне низкими, на уровне 1%.
Что это означает для европейских споров о политике жесткой экономии? Если внешний долг имеет большее значение, чем государственный долг, то основной показатель, который требует урегулирования, – это внешний дефицит, а не бюджетный дефицит. Страна, которая имеет сбалансированный текущий счет, не нуждается в дополнительном иностранном капитале. Именно поэтому надбавки за риск продолжают снижаться в еврозоне, несмотря на высокую политическую неопределенность в Италии и сохраняющиеся крупные бюджетные дефициты в остальных странах. Внешние дефициты стран периферии стремительно сокращаются, тем самым снижая потребность в иностранном финансировании.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Аналитика и прогнозы
- →
- Странам лучше одалживать у граждан
Аналитика и прогнозы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат