В Санкт-Петербурге прошла встреча доверенных лиц лидеров "Большой двадцатки". Речь шла о подготовке предстоящего саммита глав государств. До него осталось меньше четырех месяцев. В этом году саммит возглавляет Россия. Об итогах этой встречи в эксклюзивном интервью нашему каналу рассказала одна из ее участниц - Ксения Юдаева.

- Здравствуйте, Ксения Валентиновна, в Санкт-Петербурге проходила встреча доверенных лиц "Группы двадцати", Россия в этом году председательствует в "Большой двадцатке". Что конкретно обсуждали с шерпами других стран, какие темы стали основными?

- Могу сказать об общих выводах. Я бы их сформулировала так, что проблемы экономического роста остаются очень серьезными, в целом для глобальной экономики рост низкий и разбалансированный. Мы видим регионы и страны, которые очевидно проваливаются по этому показателю, соответственно нужна политика по поддержанию экономического роста и по созданию рабочих мест. Продолжаются дебаты относительно того, что сейчас важнее: это поддержание роста, поддержание спроса и фискальная консолидация. Но мне кажется, что баланс сдвигается все-таки в направлении того, что нужно концентрироваться на проблемах роста. Есть страны, для которых все равно фискальные вопросы очень важны уже сейчас, поскольку они лишены доступа к рынку. Когда мы смотрим на среднесрочную перспективу, нет противопоставления между ростом и фискальной стабильностью, нужно говорить о совместной политике, направленной и на рост, и на фискальную стабильность.

Отдельно обсуждали новые проблемы, которые возникли в финансовом секторе, новые явления. Первое – это финансовая фрагментация, или деглобализация. Второе – это тема, которая особенно активно обсуждается последние несколько дней, о том, что финансовый рынок все еще стоит перед опасностью формирования пузырей. При этом финансовые ресурсы часто не направляются на инвестиции, особенно долгосрочные. И соответственно тематику реформ нужно продумывать, в том числе и с этой точки зрения. Поскольку летом будет встреча министров финансов и министров труда, обсуждали вопросы подготовки к этой встрече, основные решения, которые могут быть приняты.

Много внимания уделялось балансированию политики спроса, поддержания спроса и макроэкономической политике, ее влиянию на рынок труда. Плюс специфические вопросы именно работы рынка труда. Развитие, конечно, будет невозможно без работы над квалификацией рабочей силы, без повышения производительности труда. Это та проблема, которой надо будет уделять важное внимание. Наконец, из таких серьезных крупных вопросов активно обсуждался вопрос торговой повестки и мониторинга протекционистских мер и продление обязательства, которые взяли на себя страны "Двадцатки", для того чтобы не вводить новые протекционистские меры. И главное, как поддержать переговорный процесс в рамках ВТО, как добиться того, чтобы министерская конференция в Бали в ноябре этого года была успешной. Сейчас мы находимся в критической ситуации, и доверие к международной торговой системе, падает с учетом того, что нет прогресса на переговорах.

- И какое видение шерп из других стран "Большой двадцатки" этих проблем?

- Например, с точки зрения экономического роста позиция Соединенных Штатов - поддержка спроса - это самое главное. Европейские страны, и очевидно, это Германия, не отрицают того, что поддержка спроса – это важно. Но они говорят о проблемах фискальной стабильности как центральных проблемах. И конечно, было бы очень хорошо, чтобы мы начали искать баланс между этими двумя темами. Многие развивающиеся страны, прежде всего Индия, активно ставят вопрос о финансировании инвестиций в инфраструктуру. Для Европы, безусловно, остро стоит проблема безработицы, особенно для периферийной Европы.

- Вы уже сказали, что летом Россия организует совместную встречу министров финансов и министров труда, это такое российское нововведение. Почему решили собраться в таком составе?

- Частично эта проблема вызвана политикой финансовой консолидации. Хотя, конечно же, реформы рынка труда также важная вещь. И поиск баланса между двумя стратегиями, стратегиями создания рабочих мест и стратегией фискальной консолидации – это, безусловно, важный момент, и это, видимо, и станет ключевой темой данной дискуссии.

- Приоритеты российского председательства в "Группе двадцати" – это ускорение экономического роста и создание новых рабочих мест, то есть борьба с безработицей. Почему акцент сделан именно на этом?

- Посмотрите на экономические данные. Экономический рост в мире замедлился, особенно в последнее время, не говоря уже о том, что мы пятый год находимся в кризисной ситуации. Низкий экономический рост стал нормой в эти годы. Безусловно, это центральная тема экономической повестки. Все-таки "Двадцатка" создана для того, чтобы искать совместные решения, координировать повестку для решения центральных проблем глобальной экономики. И проблема экономического роста сейчас центральная. Если в прошлом году обсуждали какие-то конкретные темы, связанные с европейским долговым рынком, какие-то конкретные темы с отдельными странами, то сейчас это в целом проблемы экономического роста.

- Один из вопросов, который будет обсуждаться на саммите G20 в Санкт-Петербурге, – это проблема государственного долга. Какова позиция российской стороны?

- Есть так называемые "торонтские обязательства" по долгу. В Торонто несколько лет назад было впечатление, что все позади, кризис закончился и нужно от политики стимулирования роста, возвращаться назад к политике фискальной стабилизации. Сейчас понятно, что, к сожалению, экономический рост остается на повестке дня. Фискальная консолидация многих стран, если пытаться проводить ее очень быстро, прямо сейчас, это может привести к снижению темпов экономического роста. Соединенные Штаты - очень хороший пример. Сейчас все обсуждают американский секвестр, который приводит к резкому сокращению американского дефицита. При этом как раз выполнение секвестра и ведет к выполнению "торонтских обязательств". Все ждут от Америки именно в текущем моменте более мягкой политики.Также понятно, что при тех уровнях долга, которого достигли развитые страны, обойтись и обеспечить стабильный рост без того, чтобы иметь какую-то среднесрочную стратегию контроля за долгом и за дефицитом, также нельзя. Сейчас, конечно же, говорить об одинаковых обязательствах для всех стран, видимо, сложно. Нужно иметь какие-то конкретные стратегии для каждой конкретной страны. На мой взгляд, есть понимание того, что нужно и то и другое: политика по поддержанию роста, и политика среднесрочной фискальной устойчивости. Но даже баланс между этими двумя задачами может быть разным для разных стран.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Ирина Матюшенко