Даже при самом благоприятном развитии ситуации в мире, Россия обречена до 2018 года на экономический рост не выше 2% ВВП.
Накачкой экономики деньгами ситуацию не улучшить. У нас и так наблюдается избыток свободных капиталов, которые предприятия предпочитают не инвестировать в развитие производства, а вывозить за рубеж. Улучшение институтов и снижение расходов на госзакупки способно дать вдвое больший долгосрочный эффект, чем бюджетное стимулирование экономики, заявили экономисты ЦР ВШЭ на презентации своего экономического прогноза до 2018 года.
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ
"Хотя падение темпов роста ВВП в 2012 году было не велико по сравнению с 2010-2011 годами (с 4,3-4,5% до 3,4%), замедление помесячных показателей в течение прошлого года происходило непрерывно - с 4-5% в конце 2011 года до 1,6% в январе 2013 года.
Рост инвестиций в 2012 году прекратился.
Структура экономики не меняется. Все базовые отрасли экономики находятся либо в состоянии стагнации, либо медленного роста. И выйти из этой ситуации будет очень тяжело.
Экспорт стагнирует: сырья много больше мы добыть не сможем.
Единственный драйвер роста - потребление населения, увеличивающееся на 6,4-6,6% в 2011-2012 годах и сопровождающееся ростом задолженности. Но Центральный банк предпринимает усилия по сдерживанию темпов роста потребительского кредитования.
Нам тревога ЦБ не очень понятна. Кризиса, когда население перестанет платить по долгам, мы ожидать не можем. По сравнению с развитыми странами, задолженность нашего населения по кредитам не столь велика. Да и в мире не было кризиса из-за банковских долгов населения.
Но если наш ЦБ задавит банки, и они перестанут кредитовать население, то темпы роста экономики могут замедлиться еще сильнее.
Предприятия реального сектора, напротив, сами воздерживаются от получения кредитов. Их прирост в прошлом году составил 6-7% с учетом инфляции в оптовом секторе.
При этом у предприятий реального сектора очень быстро растут остатки средств на счетах: как на расчетных, так и депозитных. У них достаточно денег, но они не видят адекватных инвестиционных проектов или той инвестиционной привлекательности России, про которую очень много говорят в последнее время.
На фоне медленного роста всего импорта, потребительский импорт растет быстрее среднего, а инвестиционный импорт машиностроительной продукции - снижается. Да и в прошлые годы при устойчивом росте импорта продукции машиностроения значительная ее часть шла на обновление производственных фондов сырьевых отраслей. Никаких новых производств, способных экспортировать продукцию, в России за последнее десятилетие не появилось.
Прямые иностранные инвестиции в страну в 2012 году сократились почти на 20% до $39 млрд или менее 2% ВВП. К тому же приток капитала в страну происходит исключительно за счет активного заимствования нашими банками за рубежом. Хотя рост задолженности еще не набрал критического уровня 2007-2008 годов.
Экспансия российского капитала за рубеж сократилась еще сильнее - почти на треть.
Инвестиции в иностранные производственные активы заместило бегство капитала - фиктивные сделки, неучтенные и прочие операции, которые устойчиво растут три года подряд, и в прошлом году превысили $50 млрд (рост на 15%).
Вызывает тревогу, что экономика вывозит капитал и замещает его долгами. Такой процесс здоровым назвать нельзя.
Нет причин для тревоги в связи с небольшим дефицитом федерального бюджета в первые месяцы этого года. По прошествии нескольких месяцев ситуация выправится. Цена нефти комфортна. Собираемость налогов в целом идет с темпами роста на уровне прошлого года. Ускорение расходов связано с изменением схемы финансирования гособоронзаказа.
Правда, если собираемость НДС останется такой ж низкой, как в первые два месяца года, то федеральный бюджет недосчитается более 400 млрд руб.
Плохо, что рост российской экономики быстро замедляется. Хорошо, что есть надежда, что он остановится на 2% в год. Это не то, что нам надо, но это лучше, чем спад или стагнация.
Причины замедления экономики понятны:
- отсутствие инвестиций;
- существование у нас в экономике такой системы стимулов, которая делает выгодной только добычу и экспорт сырья;
- замена капитала долгами в случае возникновения новой волны финансового кризиса, которые рано или поздно случаются, создаст нам большие проблемы;
- привлекая короткие деньги, бизнес не заинтересован в реализации долгосрочных проектов.
- даже если инвестиционная привлекательность России вырастет прямо с сегодняшнего дня, то на достижения стран-конкурентов, которые опережают нас в полтора-два раза, нам понадобится не менее десяти лет.
Бюджетное стимулирование всегда производит положительный эффект, где-то больше, где-то меньше. По мировой практике известно, что наименьшим мультипликатором обладают социальные расходы (прирост расходов на 1% ВВП увеличивает прирост выпуска на 0,5 п.п. ВВП), максимальным - инвестиции - от 1 до 2 п.п. дает фискальный мультипликатор.
В России с экономикой распилов, откатов, заносов эти коэффициенты на инвестпрограммы гораздо ниже: по нашим оценкам, на 1% ВВП прироста бюджетных расходов прирост экономики составит дополнительные 0,3-0,5 п.п.
Если мы в рамках госзакупок будем ежегодно в течение трех лет снижать их стоимость на 10%, то эффект от этого будет в два раза больше, чем от роста госрасходов - от 0,5% до 0,7% ВВП. Увеличение расходов бюджета окажет некоторое ускоряющее воздействие, но от того, что прекратят воровать бюджетные деньги, эффект будет гораздо выше.
Пока идентифицировать экономическую политику существующего десять месяцев правительства Медведева нам не удается. Никаких существенных изменений не было. Кроме резкого увеличения страховых взносов на малый бизнес".
Валерий Миронов, замдиректора Центра развития ВШЭ
"Объективное ухудшение ситуации в промышленности связано с тем, что в конце года на фоне полной загрузки мощностей и рабочей силы промышленность была вынуждена увеличить темпы роста заработной платы относительно производительности труда. Удельные трудовые издержки росли, что является серьезным негативным сигналом для среднесрочных перспектив.
Вполне возможно, что российская экономика впадет в краткосрочную рецессию на первые два квартала этого года, особенно если шок со стороны Кипра будет ощутимым.
Помимо краткосрочных проблем, в российской экономике есть долгосрочные. Слухи о преодолении голландской болезни сильно преувеличены. Доля добывающей промышленности вместе с нефтепереработкой, которую надо вычесть из обработки, за последние десять лет серьезно выросла - на 5,6 п.п., а доля обрабатывающей промышленности снизилась на 3-4 п.п. ВВП .
Выросла также доля госуправления - с 4,5% в 2002 до 5,6% в 2012 году. Бюрократия сейчас более развита, чем в СССР, который считали авторитарно-бюрократическим государством. В некоторых секторах у нас чиновников на единицу услуг, единицу ВВП в несколько раз больше, чем в других странах.
В России ниже, чем в других развитых сырьевых странах, доля секторов, ответственных за развитие человеческого капитала - здравоохранения, образования, ниже доля машиностроения, и самое главное, ниже доля секторов, перерабатывающих сырье. Оправдать это для "сырьевой сверхдержавы" невозможно.
Россия хотя и опережает по производительности труда другие страны БРИКС, в три-четыре раза отстает от развитых стран. Президентом поставлена задача увеличить производительность труда к 2018 году в 1,5 раза. Задача реальна, потому что она необходима. Иначе мы будем все время отставать в гонке мировой экономики.
В 2000-2009 годах показатели роста производительности труда выглядит неплохо - 4,5-6,0% в год, но для выполнения задачи президента рост требуется почти на 7%.
Наибольшее отставание производительности труда от других близких к нам по уровню развития стран у нас наблюдается в сфере недвижимости, электроэнергетики, образовании, в сельском хозяйстве, в автопроме и даже в нефтепереработке. Это те сектора, которые могут стать точками роста. Если ликвидировать разрывы в производительности труда между отраслями, то мы можем ее поднять не в полтора, а даже в два раза.
Но прежние драйверы роста в виде выгодной внешнеэкономической конъюнктуры уходят, а новых пока не видно:
- в виде улучшения инвестклимата - капитал пока утекает,
- в виде усиления конкуренции - за два месяца этого года из-за повышения страховых сборов закрылось свыше 300 000 предприятий малого бизнеса
Задача становится невыполнимой".
Николай Кондрашов, научный сотрудник ЦР ВШЭ
"Если цены на нефть будут оставаться на уровне $110 за баррель, а при планировании бюджетных расходов будет использоваться бюджетное правило, то рост экономики к 2017-2018 годам замедлится до 2,0% годовых.
Результаты прогноза не трагичны, но радоваться нечему. По итогам этого года ожидается рост ВВП всего на 2,4%, в следующем - 2,1%, и больше он ускоряться не будет.
Это приведет к замедлению роста доходов населения с 4,1% в этом году до 2,3% - в 2018 году. Это в два-три раза ниже, чем в 2000-е годы.
Такая ситуация поставит крест на ожидании населения, что все будет, как в нулевые годы.
Постепенно будет происходить переоценка ожиданий с соответствующими эффектами для экономики, рост которой базируется на внутреннем потреблении.
Рост импорта приведет к плавной поэтапной девальвации рубля - до 37 руб. за доллар в 2018 году.
Инфляция не опустится ниже 5,6% в год.
Ожидаемые темпы роста доходов населения не только очень низки, но они в разы ниже того, что обещал президент Путин. По темпам роста реальных зарплат разрыв составляет примерно 1,7 раза.
Для планируемого увеличения производительности труда к 2018 году в полтора раза, она должна расти на 7% в год. При этом обычно производительность труда примерно равна динамике ВВП (ожидается рост на уровне 2% в год). Как при этом могут быть исполнены указы президента, - не понятно.
Основное бремя выполнения обещаний президента Путина возложено на регионы. Их бюджеты в 2012 году не добрали 330 млрд руб. По нашему мнению, завышенность Минфином оценок доходов регионов, которые есть в основных направлениях бюджетной политики, увеличится с 0,4% ВВП в 2012 до 0,6% ВВП в 2018 году. Регионы не досчитаются в своих бюджетах 650-750 млрд руб. Это не вопрос невезения регионам в 2012 году. Это структурные проблемы.
Для федерального бюджета опасностей не видно. Хотя его доходы и расходы будут постепенно снижаться, так как и поступления от нефтегазового экспорта будут становиться меньше: цена на нефть не растет, ослабление рубля не компенсирует стабильные цены на нефть.
Вступление в ВТО стоит российскому бюджету 0,5% ВВП, так как поступление импортных пошлин снизятся с 1,2% в 2012 до 0,7% ВВП в 2018 году".
Сергей Пухов, старший научный сотрудник Центра развития ВШЭ
"Деньги, которые уходили из России на Кипр, не вернутся, а продолжат уходить через другие офшорные зоны, которых в мире хватает.
Полностью Кипр все-таки не закроют. Инвестиции оттуда в Россию всегда были больше, чем наши инвестиции туда. Это был центр концентрации капитала и его перераспределения, от которого Россия выигрывала.
Но если кризис на Кипре перекинется на другие страны Еврозоны, что усугубится падением экономического роста там, тогда этот кризис неизбежно затронет Россию. Тогда и 2-процентного роста, который мы прогнозируем, ей не видать.
Ситуация на Кипре приведет к росту оттока капитала из России".
Москва. 22 марта. FINMARKET.RU