В проведенном информационным каналом Subscribe.ru исследовании инвестиционных возможностей и предпочтений населения приняли участие 1860 пользователей Рунета представляющих активную (недельную) взрослую российскую интернет-аудиторию.

Около 46% участников онлайн опроса сообщили, что они сами (включая проживающих с ними членов семей) не только имеют сбережения, накопления на будущее, но и собираются в дальнейшем их приумножать. Еще около 17% респондентов только собираются в следующем году начать сберегать денежные средства и накапливать семейный капитал. Напротив, 15% опрошенных, не имеют в настоящее время сбережений, накоплений и не планируют их делать в обозримом будущем. 

Какие цели преследуют российские интернет-пользователи, которые имеют или планируют делать сбережения, накопления на будущее? Прежде всего, около 45% из них стремятся обезопасить себя от неожиданностей, финансовых потерь, иметь что-то на "черный день", около 28% рассчитывают обеспечить себе спокойную старость, а 18% - будущее детей, оставив им наследство.

Среди прочих мотивов преобладают будущие расходы на отдых, развлечения, путешествия (36%), на лечение, оплату качественных медицинских услуг (20%), на такие значимые ожидаемые события, как свадьба, рождение детей, юбилеи, похороны (23%), желание вернуть долги, расплатиться за кредиты (16%).

Не последнюю роль играет отложенный спрос в виде целевых накоплений на покупку жилья (28%) и земельного участка (11%), автомобиля (26%), бытовой техники, электроники (21%), образование детям (17%).

Инвестиционное поведение российских интернет-пользователей характеризуется не только высоким интересом к сбережениям и накоплениям, но и тенденцией к увеличению доли личных (семейных) доходов, направляемых на эти цели. Так среди тех респондентов, кто уже обладает некоторыми семейными сбережениями, около 85% планируют наращивать их в будущем году.

Среди тех, у кого сбережений не имеется, 42% намерены в будущем году приступить к их формированию. Если в настоящее время 39% пользователей, из числа имеющих сбережения, выделяют на эти цели до 10%, а еще 38% - от 10% до 40% совокупного месячного семейного дохода, то в ближайшем будущем около 55% пользователей, из числа планирующих сбережения, собираются использовать для этого от 10% до 40% своих доходов. 

В качестве негативных тенденций можно отметить замедление темпов накоплений у части российских интернет-пользователей - около 10% респондентов, среди всех имеющих сбережения (в том числе, 31% среди тех, у кого совокупный месячный доход не превышает 15 тыс. рублей), в настоящий момент не располагают свободными средствами для увеличения накоплений; причем 5% владельцев сбережений собираются совсем отказаться от дальнейших накоплений.

Среди тех, у кого сбережений не имеется, 38% не планируют приступить в ближайший год к накоплениям, а 21% не имеют никаких определенных планов на сей счет.  

Особенности инвестиционного поведения российских интернет-пользователей обусловлены различиями в имкщественном положении и составе семьи. Примерно у 12% участников опроса совокупный семейный месячный доход не превышает 15 тыс.рублей, что не позволяет иметь никаких накоплений почти 60% представителей данной группы. Следует отметить, что к этой группе относятся в основном одинокие респонденты и бездетные пары. Если у таких респондентов имеются накопления, то на сбережения они могут направлять не более 10% своего дохода.

У 55% опрошенных доход составляет от 15 до 45 тыс. рублей; среди них 66% состоят в браке, причем у 47% семья состоит как минимум из трех человек. Около 53% таких респондентов имеет сбережения, причем до 40% среди них могут сберегать не более 10% дохода, а 42% несколько большую его долю.

У 30% опрошенных совокупный месячный доход превышает 45 тыс.рублей, среди них 79% состоят в браке, причем у 57% семья состоит как минимум из трех человек. Около 66% таких респондентов имеет сбережения, причем до 35% среди них могут сберегать не более 10% дохода, а 53% несколько большую его долю. 

У тех респондентов, чей совокупный семейный месячный доход не превышает 15 тыс.рублей, наличные сбережения столь незначительны, что половина их владельцев могла бы на них прожить не более одного месяца, а другая половина - не более полугода.

Напротив, среди респондентов, чей совокупный семейный месячный доход превышает 15 тыс.рублей, половина могла бы в такой ситуации продержаться от одного до шести месяцев, а другая половина от полугода до одного года.

Различия в уровне текущих доходов окажутся определяющими и в отношении планов российских интернет-пользователей. Так как, по мнению большинства опрошенных, назвать сбережениями можно минимальную сумму равную 100 тыс. рублей, зримые очертания этот ориентир приобретает лишь при подходе совокупного месячного дохода семьи к рубежу 30-45 тыс. рублей. 

Наиболее предпочтительным способом сбережения, накопления, к которому обращаются российские интернет-пользователи в настоящее время, являются банковские депозиты (включая срочные вклады) и наличные деньги (включая иностранную валюту). Среди респондентов, имеющих сбережения, эти инструменты назвали 59% и 50% соответственно.

В числе прочих способов сохранить свои средства наиболее популярны накопительное, в т.ч. пенсионное страхование (23%), покупка изделий из драгоценных металлов и ювелирных украшений (17%), недвижимости (16%) и сберегательных депозитных сертификатов (14%). Лишь немногие российские интернет-пользователи осуществляют прямые инвестиции в бизнес (4%), покупку корпоративных (5%) и государственных (2%) ценных бумаг (5%), паев в паевом инвестиционном фонде (3%).

Среди перспективных способов, к которым в будущем году обратятся как имеющие опыт сбережения, так и планирующие вступить на эту стезю российские интернет-пользователи, денежные формы сбережений сохранят ведущую роль.

Большинство респондентов, планирующих накопления, будут осуществлять их в виде банковских вкладов (50%) и наличных денег, включая иностранную валюту (49%), а также сберегательных депозитных сертификатов (17%).

Чуть меньшую роль будут играть накопительное, в т.ч. пенсионное страхование (18%), покупка изделий из драгоценных металлов и ювелирных украшений (11%). Напротив, несколько большим приоритетом станут пользоваться покупка недвижимости (21%) и земельных участков (9%). Ценные бумаги, прямые и паевые инвестиции останутся на периферии интересов российских интернет-пользователей. Не более 10% российских интернет-пользователей планируют вложения в создание, развитие собственного бизнеса или/и получение дохода от портфельных инвестиций.

Большинство российских интернет-пользователей доверяют национальной валюте: около 96% среди имеющих сбережения, держат их в рублях, еще 17% используют с этой целью доллары США, а 14% Евро. В перспективе заметного изменения этих приоритетов не произойдет. В будущем году сбережения и накопления в рублях предпочтут совершать 92%, в долларах США - 18%, в ЕВРО - 15% опрошенных, планирующих какие-либо сбережения.