"Кому война, а кому мать родна" - эта известная пословица почти буквально отражает ситуацию, в которой оказалась Россия благодаря нефтяному эмбарго Ирана, вступившему в силу с 1 июля. В понедельник российская нефть марки Urals, по данным The Financial Times, торговалась дороже, чем эталонная средиземноморская смесь Brent. За последние десять лет такое наблюдалось лишь однажды, в январе – феврале текущего года, как раз когда началось обсуждение санкций в отношении Ирана.

Британские журналисты полагают, что со временем импортерам иранского черного золота будет выгоднее заменить его поставками из Саудовской Аравии. Но в данный момент именно покупка российских углеводородов представляется идеальным решением для многих потребителей, которые не могут ждать, пока Эр-Рияд нарастит добычу до необходимого уровня. В первую очередь это касается Италии и Турции. Именно они с начала июля активно начали скупать Urals, чтобы компенсировать потерю иранских поставок, от которых зависели в значительной мере.

"Безусловно, часть иранских поставок будет восполнена импортерами за счет нефти из Ирака и Саудовской Аравии, однако Urals при этом будет 
оставаться наиболее надежным вариантом для 
нефтеперерабатывающих компаний региона", – приводит FT слова управляющего директора консалтинговой компании J.B.C Energy Йоханесса Бениньи.

Но не только прямое замещение экспорта сулит выгоды России. Нефть на мировых рынках может еще сильнее вырасти в цене, если Иран исполнит свою угрозу перекрыть Ормузский пролив, по которому ежедневно транспортируется более 20% мировых поставок нефти. Альтернативные маршруты пропустить весь этот объем не в состоянии. О том, что Тегеран разработал соответствующий законопроект, стало известно на прошлой неделе. США в ответ заявили, что судоходство в проливе регулируется международным правом и не может быть прекращено по решению конкретной страны.

"Движение морских судов через Ормузский пролив всегда осуществлялось во взаимодействии с военно-морскими силами Ирана, которые состоят в основном из регулярных ВМС и флота Корпуса стражей исламской революции, – пояснила "Российской газете" старший аналитик направления "Мировая энергетика" энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Мария Белова. – Фактически иранские ВМС осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе совместно с Султанатом Оман через оманский анклав Мусандам. Но важнее другое: чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая военно-морской флот США, должны пересечь иранские территориальные воды". Иран, по словам Беловой, позволяет иностранным судам пользоваться своими территориальными водами на добровольной основе, а также на основании части III Конвенции ООН по морскому праву о транзите судов. В ней говорится, что суда могут свободно проходить через Ормузский пролив.

На действия Тегерана Вашингтон ответил декларацией намерения увеличить свое военное присутствие в Персидском заливе. Дело пахнет войной? Это вряд ли. Маловероятно, что Иран и впрямь отважится блокировать пролив, полагают аналитики. Но пока гипотетически такая возможность существует, она будет поддерживать нефтяные котировки на приемлемых для стран-экспортеров уровнях.

Мария ТРИФОНОВА