Правительство мечтает о казне, в которой доходы сходились бы с расходами, при этом государственные траты очень неэффективны

А самое главное - основной финансовый документ страны все больше засекречивают, и уже сейчас почти о половине расходов мы можем только догадываться...

БАЛЛАДА О ДЕФИЦИТЕ

Недавно правительство снова подбросило порцию хороших новостей: министр финансов Алексей Кудрин сообщил, когда же России наконец будет хватать того, что она зарабатывает. То есть когда мы выйдем на бездефицитный федеральный бюджет (сейчас дыра почти на 2 трлн. руб.). По словам главы Минфина, случится это уже в 2015 году. Но помогут тут совсем не инновации-модернизации, а старая добрая нефтяная труба: чтобы бюджет получился сбалансированным, к 2015 году баррель должен стоить не меньше $100.

- Нормальная работа бюджета требует приведения к нулевому дефициту при цене на нефть $90 за баррель. Но этого будет сложно добиться, - рассуждал на президиуме правительства Кудрин. - Если говорить о том, что цена в 2015 году будет $100 за баррель, то перейти к нулевому дефициту будет нетрудно.

Если «черное золото» снова выкинет фортель и не станет дорожать назло бюджетному планированию, будет уже сложнее. Но Минфин обещает свести дебет с кредитом и при цене в $90. Правда, заметил Кудрин, тогда придется идти на серьезные реформы и сокращать расходы, а «такие решения не приняты».

- Такие решения надо будет разбирать и принимать новому правительству, когда 15-й год будет планироваться, - сообщил министр.

Что там будет с новым правительством, пока неизвестно, но даже оно вряд ли стащит нашу экономику с сырьевой иглы. Сегодня почти половина расходов бюджета (47%) покрывается как раз за счет нефтегазовых денег, к 2014 году зависимость обещают снизить до 38%. Но и это совсем немаленькая цифра. Как рассуждают эксперты, сейчас спрыгивать с нефтянки у чиновников стимула нет: цена держится выше $110, а каждый лишний бакс - это $3 млрд. экспортных доходов. Из-за высокой цены на нефть дефицит бюджета может быть меньше запланированных 2 трлн. рублей, но это пока только мечты.

Пополнить казну в следующем году собираются и за счет налогов (акцизы на табак и алкоголь, повышение налога на добычу полезных ископаемых). Министр финансов признал: нагрузка действительно вырастет, но тут уж ничего не попишешь - или налоги, или зубы на полку.

- При такой зависимости от нефти повышение налогов и не повышение дефицита - это правильно для всей экономики, - оправдывает Кудрин растущие поборы.

«30% БЮДЖЕТА МОЖНО УКРАСТЬ»

Вообще будущий трехлетний бюджет с разговорами о модернизации и хорошей жизни для всех и каждого согласуется плохо. Больше всего денег достанется вовсе не ученым или молодым мамочкам, а силовикам: расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в следующем году вырастут на 37,2%, а на оборонку бюджет потратит на 20,5% больше. Для сравнения: на социалку расходы увеличат всего на 20,4%. Образование, здравоохранение, ЖКХ и национальная экономика и вовсе остались на бобах (подробнее см. графику). Логику объясняют просто: в полиции и армии реформы в самом разгаре, а потому и денег на них надо больше.

Но узнать о том, на что конкретно потратят почти 3 «оборонобезопасных» триллиона, нам с вами не суждено никогда - все эти расходы запрятаны в секретные статьи бюджета. Несколько лет назад эксперты Института экономики переходного периода подсчитали: в 2003 году в бюджете было 36,2% закрытых статей, в 2007-м - уже 45%, а сейчас их число уже перевалило за 50%. В тех же США под замком всего 7%.

- Бюджет действительно становится секретным документом, - подтверждает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. - И связано это вовсе не с безопасностью. Примерно 30% всех денег - это коррупционные расходы. Бюджет у нас около $350 млрд., а значит, $30 - 35 млрд. оставляют - иначе я не могу сказать - специально на разворовывание.

Обычно под замок гостайны прячутся расходы на армию, флот, правоохранительные органы, но с каждым годом секреты появляются и во вполне мирном дорожном строительстве, и даже в дошкольном образовании и культуре. Денежные тайны в нашем государстве хранить умеют так, что не подберешься. Даже просто перечислить то, что прячут, отказываются.

- Список этих статей дать не можем, на то они и секретные, - сказали «КП» в пресс-службе Минфина.

В мае президент Дмитрий Медведев устроил чиновникам разнос за бардак в оборонзаказе, потом главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщил, что в оборонке крадут каждый пятый рубль. И это тоже следствие сверхсекретности, считают эксперты, - нет сведений, нет и контроля. Все реформы, начавшиеся 5 - 7 лет назад уходят в закрытые статьи, потому что отчитываться нечем, говорит кандидат экономических наук Андрей Селезнев.

- Засекреченность - это непрозрачность, а значит, дополнительные серые траты из денег налогоплательщиков, - резюмирует Станислав Белковский.

«НЕЧЕМ БУДЕТ ТУШИТЬ ПОЖАР»

Секретность бюджета - факт, конечно, печальный, но это еще не самое страшное. Как говорят эксперты, чиновники не только скрывают затраты, но и не умеют ими правильно распорядиться.



- Нынешний бюджет неэффективен, - говорит директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. - Мы стали тратить больше, чем можем себе позволить. И кризис не слишком заставил государство экономить.

По словам Курляндской, после 1998 года, когда резво полезли вверх цены на нефть, правительство решило копить. Всего в кубышке удалось собрать около 5 трлн. рублей. Но в 2008 - 2009 годах всю заначку проели, и на 1 июля в Резервном фонде лежало всего 748 млрд. рублей.

- Если цены на нефть снова упадут, нам просто нечем будет тушить пожар - у нас нет резервов, - разводит руками Курляндская.

Правительство понимает, что такими темпами вся страна останется без штанов, и потому сочинило специальную программу повышения эффективности бюджетных расходов. Если свести весь многостраничный документ к одной строчке, то суть ее в том, чтобы выдавать деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы.

- Министерства должны понимать, что они делают и для кого. А для этого нужно поставить предельно ясные цели, - говорит Галина Курляндская.

Программы ведомства будут сочинять на основе концепции развития страны до 2020 года, а чтобы не возникало мыслей что-нибудь раздуть, результат будут спрашивать ежегодно. Нет результата - программу под нож. Но и тут большой вопрос: какие цели поставят? Эксперты говорят: министерства наверняка просто упакуют все свои расходы в эти самые целевые программы и будут точно так же вытягивать тугрики из бюджета.

- Просто посчитать тут не удастся, - рассуждает глава Центра фискальной политики. - Нужно будет сопоставлять с другими похожими учреждениями, с зарубежными странами.

В кризис расходы государства выросли и ужиматься не хотят. Но у нас есть что сокращать, считает глава экспертной группы при Минфине Евсей Гурвич.

- Мы сейчас вполне можем урезать субсидии, которые у нас вместо стимулирования экономики поддерживают неэффективные производства, а еще уменьшить число госслужащих, - говорит Гурвич.

Бюджет на этот год верстался уже с оглядкой на эффективность, а дальше и вовсе обещают не давать ни копейки без четких целевых программ. Каков будет эффект, узнаем совсем скоро - окончательный вариант бюджета на 2012 - 2014 годы правительство обсудит уже в сентябре.

Нина КУЗЬМИНА