А литр топлива, по прогнозам экспертов, к тому времени подорожает на 3 рубля.

1 мая правительство на 44% подняло экспортные пошлины на бензин. Идея проста - отбить желание у нефтяников продавать горючку на мировом рынке. Власти считают, что так удастся решить проблему дефицита топлива на АЗС. Сейчас чиновники говорят, что держат ситуацию под контролем. Но так ли это? Эксперты говорят, что бензиновый кризис может повториться в любой момент.

НЕТ И НЕ БУДЕТ

Нынешний топливный кризис - ситуация абсурда. Россия - мировой лидер по добыче нефти. «Черное золото» приносит в федеральный бюджет больше 40% дохода. Но полторы недели назад случилось удивительное: в разных регионах страны водители заметили, что «бензиновые реки» иссякают - одни заправки закрывались, другие продавали с ограничением - по 20 литров на машину. Цены за литр горючки выросли на 2 - 5 рублей. А на Первомай топливная лихорадка перекинулась в Московский регион. Отправившись на дачи, столичные жители с удивлением увидели, что цены на бензин неприятно подскочили, а на некоторых заправках топлива не было в продаже вообще. По данным экспертов, только в минувшие выходные горючее подорожало на 5%.

...Приметы топливного кризиса мы обнаружили в паре минут ходьбы от редакции «Комсомольской правды» на улице Вучетича. Машины не задерживаются на территории АЗС - на въезде установлен потрепанный стул с рукописным объявлением «Бензина нет». Для особо настырных клиентов послание продублировано на решетке кассы. Топливо в компании «ЕТ-АЗС» кончилось в начале мая.

- Первые признаки дефицита на оптовом рынке горючего появились еще 25 апреля, - говорит директор сети заправок «ЕТ-АЗС» Сергей Макаренко. - В Москве примерно 40% рынка по торговле бензином - это независимые заправки. Так вот - лихорадит всех! Стабильное положение лишь у вертикально интегрированных компаний (крупных компаний, у которых есть своя переработка и свои заправки), которые в первую очередь обеспечивают горючим свои АЗС и лишь потом продают независимым.

Другое дело, что закрытие небольших АЗС в Москве не приводит к ажиотажу. Потому как рядом с мелким частником всегда найдется заправка крупной компании. В нашем случае, например, на Бутырской улице. Сейчас там можно затариться не только солярой и бензином марки АИ-80, но также дефицитными 92-м и 95-м. Но по более дорогой цене, чем еще две недели назад, - только за первомайские выходные бензин в среднем подорожал на 5%.

- Ситуация на столичном топливном рынке должна стабилизироваться к середине мая. К тому времени открывшиеся после ремонта Рязанский и Ярославский нефтеперерабатывающие заводы насытят АЗС независимых сетей горючим, - прогнозирует Сергей Макаренко.

УДВОИТЬ ПОСТАВКИ

Но за пределами столичного региона обстановка с обеспечением автомобилистов горючим остается непростой.

- Доля не действующих из-за дефицита топлива заправок по стране не превышает 2%. Очереди фиксируются также на 2% АЗС, - сообщил пресс-секретарь Минэнерго России, советник министра Дмитрий Клоков.

Но это средняя температура по больнице. Наиболее сложная ситуация в Кемеровской и Томской областях, где для снижения ажиотажа крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия вынуждены были вдвое увеличить поставки бензина. Администрации Алтая, Брянской, Ивановской, Новосибирской, Рязанской и Ярославской областей сообщили в Минэнерго о стабилизации ситуации. В Воронежской и Костромской областях несколько независимых сетей АЗС прекратили продажу бензина, в то же время топливо с заправок вертикально интегрированных компаний отпускается без ограничений.

- Министерство и нефтяные компании согласовали планы поставок бензина в российские регионы, - сообщил официальный представитель Минэнерго Дмитрий Клоков. - Запланированные объемы на 25% превышают уровень спроса, что позволит создать дополнительные резервы.

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ?

- Топливный кризис произошел из-за стечения обстоятельств, - говорит директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов.

С 1 января 2011 года все нефтеперерабатывающие заводы России обязаны перейти на производство бензина класса Евро-3. Хотя решение принималось в 2008 году, не все нефтяные компании успели модернизировать производство. В результате часть НПЗ гонят бензин по устаревшим технологиям и сбывают в Казахстан и другие непривередливые в плане экологических стандартов страны. Плюс часть НПЗ весной встали на плановый ремонт. В результате перечисленные факторы наложились друг на друга и топливный рынок сложился как карточный домик.

Власти предприняли целый комплекс мер по борьбе с бензиновым кризисом. Первым делом фактически запретили поставки бензина за границу (при новых экспортных пошлинах его дешевле продать в России). А затем отложили запрет на продажу горючего стандарта Евро-2 и снизили ставку налога на добычу полезных ископаемых.

Как скоро бензина в России будет вдосталь?

- На это уйдет не меньше месяца, - прогнозирует Сергей Цукасов. - То есть топливный рынок стабилизируется в начале, а может быть, даже в середине июня. Причем рост цен на бензин не ограничится предсказанным руководством Минэнерго 5%. Чтобы догнать уровень, который сложился между внутренними и внешними ценами с одной стороны и достаточным количеством продукции - с другой, необходимо накинуть как минимум 3 рубля на каждый литр топлива.

Причем предпринятые властями меры не обезопасят российский рынок горючего от повторения кризиса. Эксперты говорят, что чиновникам необходимо прекратить давить на компании, пытаясь сдержать рост цен на АЗС. Чтобы топливо становилось доступнее, необходимо снижать налоговую нагрузку. Сейчас в цене литра бензина 40 - 50% приходится на налоги. Но идея снижения налогов непопулярна в правительстве: кто рискнет покуситься на наполняемость бюджета?

А с другой стороны, может быть, самим нефтяникам необходимо поискать резервы для развития топливного рынка? Руководство крупных топливных компаний жалуется, что не имеет средств на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Но выражение «бедный нефтяник» даже звучит как анекдот. Не стоят с протянутой рукой на паперти топливные генералы. По итогам 2010 года нефтяники пустят на дивиденды десятки миллиардов рублей. Есть деньги на обновление технологий.



А В ЭТО ВРЕМЯ

Барак ОБАМА, президент США: «Отменить льготы нефтяникам»

В конце апреля бензин в Соединенных Штатах подорожал до $4 за галлон (3,7 литра). Но руководство США не это беспокоит. Президент Барак Обама предлагает отменить налоговые льготы для нефтяных компаний.

- Необходимо вернуть более $4 млрд., которые нефтегазовые компании получили в виде необоснованных налоговых субсидий во времена, когда Вашингтон и вся Америка затягивали пояса для сокращения расходов бюджета, - сообщил Барак Обама во время недавнего выступления в конгрессе. - Когда нефтяные компании зарабатывают огромные прибыли, а мы исключаем все бюджетные расходы непервостепенной важности, эти налоговые льготы неправильны. Это просто неразумно, и необходимо это закончить.

Кстати, в США сложилась ситуация, схожая с российской: поскольку поставлять топливо за границу из-за роста цен стало выгоднее, штатовские нефтяники оставили внутренний рынок на голодном пайке, что вызвало рост цен и недовольство простых американцев.

Александр ЗЮЗЯЕВ