Дополнительные бюджетные миллиарды на морской порт в Сочи
Грядущая Олимпиада в Сочи - не только важнейшее для России спортивное состязание, это еще и испытание возможностей для крупнейших российских бизнесменов, которые выступили соинвесторами этого грандиозного мероприятия. Среди тех, кому было поручено исполнение государственной задачи - фактически, с нуля построить инфраструктуру олимпийского города - известнейшие в стране олигархи и предприниматели - Владимир Потанин, Олег Дерипаска, Ахмед Билалов и многие другие. До мероприятия осталось полтора года, и еще рано подводить окончательные итоги, удалось ли бизнесменам выполнить это важное поручение руководства страны. Но явные финансовые просчеты уже усматриваются, например при строительстве проекта с госучастием морского порта в Имеретинской долине.
Грузовой порт в Сочи должен был обеспечить завоз строительных материалов по морю для возведения олимпийских объектов, поскольку железная дорога могла не справиться с нужным объемом грузопотока. По данным газеты «ВЕК», «Правительство поручило дочерней компании «Базэла» Олега Дерипаски заняться строительными работами, а финансировать морские причалы согласился ВЭБ, выдав кредит на сумму 4 млрд руб. По окончании строительства необходимость в грузовых причалах автоматически отпадала, и для того, чтобы вложенные государственные деньги не пропали даром, проект предусматривал перепрофилирование порта в яхтенную марину, со стоянками для 600–700 яхт и сопутствующей туристической и развлекательной инфраструктурой. Изначально эту часть работ частный инвестор предполагал осуществить за свой счет, а стоимость организации марины оценивалась тогда «Базэлом» на уровне 1–1,5 млрд руб.
Но на прошлой неделе стало известно, что «Базэл» обратился в ВЭБ за дополнительными кредитами. Стоимость строительства яхтенной марины выросла почти в 2 раза, до 2,98 млрд руб., причем собственными средствами «Базэл» может профинансировать только 300 млн руб., то есть лишь 10% от суммы. Кроме того, частный инвестор просит госкорпорацию пересмотреть условия уже выданных кредитов на строительство грузового порта, предлагая снизить процентную ставку по ним с 9,1% до 8,4%, предоставить госгарантии «Олимпстроя» и субсидировать выплаты процентов. В «Базэле» считают, что в сложившейся ситуации виновато само государство: при подписании с частным инвестором контрактов два года назад оно заложило в них условия, которые затем существенно изменились.
Между тем, сегодня в «Базэле», похоже, предпочитают не упоминать о катастрофе, которая произошла в декабре 2009 года. Тогда из-за ошибок проектировщиков, которые спешили быстрее начать строительство порта, шестибалльный зимний шторм разрушил только что построенный мол, защищавший акваторию порта. Попавшая на построенные причалы волна смыла в море строительную и погрузочную технику, несколько тяжелых грузовиков, разрушила водолазный бот, три члена экипажа которого погибли.
Имущество было застраховано в компании «Ингосстрах» (она входит в состав империи Дерипаски. Точные размеры убытков, в том числе размеры страховых выплат, частный инвестор не раскрыл"
По информации газеты «Известия», ссылающейся на данные Счетной палаты, «в результате недозагрузки порта до целевого показателя — проектных 5 млн т в год — „Базэл“ с 2009 по 2013 годы потеряет 6 млрд рублей. При этом возведение самого порта стоило более 5 млрд рублей, из них 4 млрд рублей — кредит от ВЭБа. Общий „олимпийский“ долг „Базэла“ перед ВЭБом достигает 18 млрд рублей, это вторая по величине кредитная линия госкорпорации на Сочи-2014.
По словам источника в Счетной палате, недозагрузка порта и, как следствие, потеря средств вызваны „недостаточно эффективной координацией действий“ федеральных органов исполнительной власти, ГК „Олимпстрой“ и Транспортной дирекцией Олимпийских игр».
Между тем, как говорится в материалах самого ВЭБа, средства госкорпорации предназначены для финансирования сложных инфраструктурных проектов, имеющих особое стратегическое значение для экономики и социальной жизни России. Причем, госкорпорация должна финансировать те проекты, под которые трудно или невозможно получить финансирование с коммерческого рынка. Яхтенная марина, пусть даже и такая современная, как планирует привлеченная для ее строительства американская компания Island Global Yachting, вряд ли подпадает под подобные требования ВЭБа.
«Впрочем, — по мнению представителей „Базэла“, — порт в Сочи может стать доходным только при условии долгосрочного рассмотрения данного проекта в совокупности с планируемой мариной и созданием современной туристической зоны, что потребует не только дополнительных инвестиций, но и реструктуризации кредита ВЭБа. В компании подчеркивают, что окончание строительства марины запланировано на 2015 год. „Базовый элемент“ планирует вернуть ВЭБу деньги за яхтенную стоянку за счет доходов, полученных от реализации услуг в марине и прилегающей туристической зоне.
Компания, по информации „Известий“, провела расчеты, по которым 90% от требуемых на марину 2,98 млрд рублей — 2,68 млрд — планируется получить от ВЭБа, остальные 300 млн — внести самостоятельно. Компания просит государство снизить процентную ставку по кредиту на порт и яхтенную марину с 9,1 до 8,4%, дать госгарантии или поручительства „Олимпстроя“ по кредитам и субсидировать ставки по кредитам.
Счетная палата ...признала господдержку, уже оказанную „Базэлу“, достаточной и в выдаче средств на яхтенную марину рекомендует отказать. Кроме того, по словам источника „Известий“, модель финансирования строительства, которую „Базэл“ предоставил „Внешэкономбанку“, оказалась, по мнению последнего, неокупаемой. Счетная палата рекомендовала правительству учесть этот факт при вынесении решения по финансированию проекта».
Аналогичный комплекс планирует построить государственный «Совкомфлот», оперируя уже готовой инфраструктурой и Морским вокзалом в центре города. Причем, у этой танкерной госкомпании, похоже, нет проблем с деньгами, и определяться с источниками финансирования проекта им скорей всего не придется.
Складывается впечатление, что обещания, данные руководству страны по поводу подготовке Сочи к Олимпиаде, ставшие своеобразной «визитной карточкой» Олега Дерипаски могут оказаться не выполнимы. По данным газеты «ВЕК», «почти в три раза сокращены объемы строительства „Имеретинской ривьеры“ (после смены названия на „Сочное“ проект строительства олимпийской деревни и апартаментов для проживания членов МОК расположится не на 1 млн кв. м, а всего на 343 тыс.), а от строительства цементного завода в Туапсе для обеспечения олимпийских строек „Базэлцемент“ и вовсе решил отказаться».
Между тем, даже без всяких расчетов понятно, что финансировать проекты, которые в последствии могут стать неокупаемыми, это практически выбрасывать их на ветер.
Разного рода претензиями к структурам Олега Дерипаски периодически высказывают различные копании. Похоже, теперь в их числе могут оказаться и высшие руководители страны, которые рискуют показаться не в лучшем виде из-за происходящего на Олимпийских стройках.
Владимир Егоров
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- Олимпийский провал
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат