Под конец года два главных финансовых ведомства страны поспорили, кто лучше знает математику.

Минэкономики успокаивает, говоря, что дефицит бюджета в этом году составил 3,5% ВВП. Минфин же утверждает, что коллеги из ведомства Набиуллиной ошиблись - брешь в казне размером в 4,3% ВВП. Если же финансовые власти не могут подсчитать доходы и расходы года минувшего, то как же они планируют казну будущего года?

И действительно, дискуссии вокруг принятого бюджета не остывают. Расходы по-прежнему будут превышать доходы, госдолг вырастет, а налоговое бремя на бизнес увеличится. Кстати, в следующем году страна потратит больше, чем в 2008 году, первые девять месяцев которого (до кризиса) нефтедоллары заливали страну.

Куда пойдут госденьги, можно ли было избежать дефицита бюджета и зачем душить бизнес налогами?

Об этом на радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) поспорили наши эксперты: депутаты Госдумы и члены Комитета по налогам и бюджету Оксана Дмитриева («Справедливая Россия») и Александр Коган («Единая Россия»), главный экономист компании «Джонс Лэнг ЛаСаль» Евгений Надоршин и директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

НИЧЬИ ДЕНЬГИ

«КП»: - Для граждан бюджет - это что-то очень далекое. Раз государственные деньги, значит, точно не наши, а точнее, ничьи. Почему так?

Надоршин: - А все очень просто, вы видели бюджет? Я уверен, мало кто в России (кроме некоторых депутатов, сотрудников министерств) видел, как выглядит бюджет. Без всяких секретных приложений и прочего он занимает несколько тысяч страниц запутанного текста и цифр. В удобоваримом виде, приемлемом для простого человека, он вообще не существует. Гражданин, даже если очень захочет понять, куда уходят деньги в государстве, не поймет. Это невозможно. Почему бы не публиковать короткую версию, страниц на 10 или чуть больше, где бы нормальным, человеческим языком рассказывалось про самое важное из того, куда государство потратит деньги, в том числе и те, которые люди платят в виде налогов.

«КП»: - Основные параметры бюджета известны (см. график). Но самое главное - нужно понимать, что концы с концами мы в следующем году не сведем. И дыра в бюджете почти в 2 трлн. рублей. Насколько это для нас болезненно? Ведь покрывать брешь будут в том числе и за счет кредитов, то есть государство опять погрязнет в долгах...

Николаев: - Да, и если в этом году внешний долг был 5,6% ВВП, то в следующем он вырастет до 15% ВВП.

«КП»: - Чиновники успокаивают, мол, а в развитых странах долги по 80% ВВП, и у нас очень хороший показатель на их фоне...

Николаев: - У развитых стран может быть долг и в 100% ВВП, и больше, если они могут себе это позволить, если могут обслуживать этот долг. У них экономики отстроены так, что они, несмотря на кризис, функционируют как часы. А для нашей экономики долг в 15% ВВП уже критичен.

Дмитриева: - Правительство искусственно завысило дефицит, рассчитав бюджет по заниженному прогнозу цен на нефть. На самом деле сырье будет стоить дороже 75 долларов за баррель. Соответственно доходы бюджета будут выше, а дефицит меньше. Но чтобы покрыть даже официально заявленный дефицит бюджета в 3,6% ВВП, правительство собирается брать кредиты, раскручивая долговую пирамиду.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

«КП»: - Дефицит можно покрыть двумя способами: увеличить доходы или сократить расходы. У финансистов, писавших бюджет, была попытка увеличить доходы, для этого со следующего года подняли страховые выплаты - бизнес на 8% будет платить больше налогов. А ведь правительство обещало помогать бизнесу...

Коган: - Давайте попробуем разобраться, какой бизнес и кого собирается душить. В структуре расходов малого и среднего бизнеса, который не занимается производственной деятельностью и не производит интеллектуальный продукт, фонд оплаты труда составляет не более 20%. В итоге повышение социальных выплат на 8% (с 26 до 34%) увеличит расходы бизнеса на 1,5% к общему объему.

«КП»: - Но многие пользовались упрощенной системой налогообложения (ее отменяют с нового года) - и у них было не 26, а 14%. И это как раз малый бизнес, для которого рост социальных взносов на 20% - это смерть.

Коган: - Зато для малого бизнеса, который работает в производстве, налог вырастет максимум до 26%.

«КП»: - Другое дело, что малого бизнеса в производственной сфере не так много. «Малыши» занимаются в основном торговлей и услугами...

Коган: - У нас малый бизнес, кстати, до сих пор зарплаты платит в конвертах. У нас недостаточно жесткое наказание за это правонарушение. А ведь это преступление.

«КП»: - Преступлениями должны заниматься правоохранительные органы, для которых в бюджете неплохой денежный паек предусмотрен. По поводу «серых» зарплат у нас есть сообщение от читателя, бизнесмена Александра: «Как были конверты, так они и останутся. Я не могу платить столько родине, в которой коррупция бешеная, а чиновники живут в особняках, на которые никогда не заработали бы честным трудом. Я пашу много лет, а для себя ничего не заработал, все вкладывал в развитие бизнеса. В Европе люди платят налоги и знают, что потом они будут получать достойные пенсии. А мы государству не верим».

Коган: - И ведь правильно пишет бизнесмен Александр. Он нам говорит: не платил зарплату «белую» и платить не буду. И при этом хочет, чтобы чиновник, который в свою очередь рассуждает: брал взятки и брать буду, отчего-то передумал и начал жить по-новому. Нет, он тоже как чинил препятствия бизнесу, так и будет. И бизнесмены, и чиновники воспитывались одной системой, одним обществом, они не пришли из ниоткуда. А может, стоит начать исправлять мир с себя любимого?

«КП»: - Но этим повышением налога государство ударит не по тем, кто в конвертах платит, а по честным предпринимателям, которые все, что причитается, государству отдают. И теперь этот работодатель десять раз подумает, повышать ему зарплату работнику или нет, потому что тем самым он увеличит себе налог.

Коган: - Так в этом-то и дело. Социальные взносы платятся только с зарплаты до 460 тыс. руб. в год. Поэтому работодателю выгодно повышать зарплату.

Дмитриева: - В итоге налоговая нагрузка будет ниже для газовиков, нефтяников, у которых действительно высокие зарплаты. А пострадают малый и средний бизнес. И это очень неразумно, особенно в условиях выхода экономики из кризиса. Вы не забывайте, что страховые выплаты ударят не только по бизнесу, но и по бюджету, потому как с зарплат бюджетников тоже надо будет больше отчислять в социальные фонды. Например, на повышение зарплаты в системе федерального образования заложено 5 млрд. руб. А на выплату дополнительного повышения страховых взносов с зарплаты тех же преподавателей придется потратить еще 10 млрд. бюджетных рублей. Это тройная нагрузка на и так дырявую казну!

«КП»: - То есть из-за повышения налога пострадают не только бизнесмены, но и сам бюджет.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Коган: - Налоговое бремя все равно нужно было увеличить, чтобы обеспечить выполнение всех социальных обязательств. Нельзя допускать, чтобы старшее поколение жило на мизерную пенсию.

Николаев: - Мы стали заложниками обещаний. Поэтому сократить расходы по социальной статье на следующий год невозможно. Я не спорю, что пенсии надо было сделать достойными. Но в нынешних условиях, при нашей экономике повышать так резко было очень рисковым решением. Можно было поднимать выплаты каждый год на процент, превышающий инфляцию. Тогда мы смогли бы достичь такого же роста пенсий, но за пять-шесть лет.

Коган: - Многие страны вынуждены по результатам исполнения бюджета сокращать свои социальные расходы. В Греции пенсии резали на 50%, соцвыплаты - на 20 - 30%. Это то же самое, что у нас было в 90-е. Нельзя было допустить, чтобы это повторилось.

Николаев: - Мы гордимся, что пошли на повышение пенсий во время кризиса, когда все страны соцрасходы только сокращали. То есть вы думаете, что там глупые люди сидят? В Германии пенсия законодательно привязана к средней зарплате, и когда в кризис расходы граждан сокращались, сокращались и пенсии.

Надоршин: - Вообще звучит красиво: мы в России пенсии поднимаем, а они на Западе сокращают. Но я просто уверен, что большая часть наших получателей соцвыплат предпочли бы сокращенную европейскую пенсию, чем повышенную российскую.

Коган: - Вы не правы. В Европе выше пенсии, но выше и расходы. Там литр бензина стоит почти 50 рублей в переводе на наши деньги. Стоимость кубометра газа в три раза дороже, чем у нас, электричество - в 2,5 раза.

ВОЕННАЯ МОЩЬ

«КП»: - А вообще можно ли было сократить расходы, чтобы и дефицит уменьшить, и страховые выплаты не увеличивать?

Надоршин: - Ковыряться в мелких статьях расходов - непродуктивное занятие. Свыше 80% пойдут на социалку и оборонку. Этот бюджет не делает почти ничего, чтобы поднять экономику, помочь бизнесу, для того чтобы было с чего платить будущие пенсии, с чего через 5 лет повышать оклады бюджетникам. Инвестиционные федеральные целевые программы порезали. Зато планируют принимать целевые долгосрочные программы, выполнение которых отследить будет невозможно, суть которых во многом лишь в том, чтобы по-иному классифицировать статьи расходов. Те же пенсионные выплаты перекочевывают в отдельную долгосрочную программу. Но в ней стратегии как не было, так и нет. Если есть деньги, пенсии повышаем, а не дай бог закончатся - что будем делать, резать? При этом я не понимаю, зачем мы столько собираемся потратить на оборонку, на программу перевооружения. Мы кого победить хотим?

Коган: - Это разговор дилетанта. Мне как гражданину (даже не хочу говорить, что я депутат) было обидно, как ведущие страны относились к России. Точнее, никак не относились и мнения не спрашивали, когда в одностороннем порядке принимались решения по Югославии, Афганистану, Ираку. А мы ничего даже предпринять не могли. А последние события в Грузии и Южной Осетии? И вы говорите, что нам не надо тратить деньги на оборонку?

Надоршин: - Я хочу понять лишь одно: мы правда готовимся к войне?

Коган: - Хочешь мира - готовься к войне.

Надоршин: - Этот мир слишком плотен, тесен, чтобы тут развернуть полноценные боевые действия. Война практически невозможна.

Коган: - Не будут уважать государство, если у него нет сильной армии. С этим государством даже разговаривать не будут. С Ираком кто-нибудь разговаривал? С Югославией?

Надоршин: - Зато разговаривают с Японией, у которой вообще нет вооруженных сил, но есть сильная экономика. И со Швейцарией разговаривают - и вовсе не потому, что у нее танков много.

Коган: - Что вы сравниваете Швейцарию, которая по площади в сотни раз меньше, чем Россия, и не имеет таких запасов природных ресурсов? И геополитически не так интересна.

Надоршин: - Это Швейцария неинтересна?

Коган: - Вы о банковских хранилищах? Серьезный финансовый кризис - и на этом Швейцария закончится. Еще одной стране раскроет банковскую тайну, как это сделала для США, то и кризис не нужен будет...

ПО МЕЛОЧАМ

«КП»: - Может, есть смысл не резать расходы, а тратить эффективнее, с воровством бороться. Хотя думается, что сэкономить в бюджете будущего года можно было...

Дмитриева: - Во-первых, можно было бы не увеличивать госдолг, потому что на обслуживание его в следующем году уйдет 389 млрд. руб., это на 100 млрд. больше, чем в прошлом году. Вот вам уже сэкономленные 100 млрд. Это больше, чем мы тратим на культуру и окружающую среду. Вместо того чтобы занимать, можно было перекрыть дефицит бюджета собственными накоплениями. Вместо этого мы свои сбережения - то, что осталось от Стабфонда, - вкладываем за границу под 2% в валюте и занимаем там же под 6%. Эта разница ложится на экономику страны. Второе, в бюджете запланированы «подарки» некоторым неэффективным проектам. Например, взнос в уставный капитал «Роснанотеха» - 25 млрд. руб. (и это плюс к 130 млрд. руб., которые в госкорпорацию уже были вложены). Сравните - на «Сколково» в следующем году потратят всего 15 млрд. рублей. Затем взнос в ООО «Свободные экономические зоны» - 15 млрд. руб., тоже непонятно, чем они там занимаются (в прошлом году им было предоставлено 19 млрд. руб.).

«КП»: - Это помогло бы сэкономить так, чтобы не повышать налоги?

Надоршин: - Сомневаюсь, что мелочи спасли бы нас от такого глобального повышения налогов. Нужно более трезво оценивать глобальные бюджетные траты, смотреть, насколько они действительно эффективны, - именно здесь был резерв.

КОМПЕТЕНТНО

Глава Счетной палаты Сергей СТЕПАШИН:

«Только приняли программу - сразу записка: дайте миллиарды туда, сюда»

- Сергей Вадимович, насколько оправданны траты, которые заложены в бюджете, можно ли на чем-то сэкономить?

- Да нет, экономить не надо. Коль мы бюджет приняли, его надо выполнять. Иначе зачем вообще огород городить? Но я считаю, бюджет носит двойственный характер. С одной стороны, он направлен на модернизацию и инновации. Есть ряд серьезных проектов, связанных с наукой, есть «Сколково», есть попытка выхода на программно-целевое управление расходами. То есть когда проекты финансируются не по сметам, а через программы с четко сформулированными целями, задачами, этапами реализации и контрольными индикаторами.

С другой стороны, огромное количество средств, больше, чем хотелось бы, государство должно (не вынуждено, а должно) тратить на решение социальных программ. У нас масса проблем со здравоохранением, образованием, уровнем жизни. Сохраняется большой разрыв между бедными и богатыми. Скажу откровенно: 2011-й - предвыборный год. И это - еще один повод активнее выполнять крупные социальные программы.

Министр финансов Алексей Кудрин, когда выступал в Счетной палате, взывал: «Давайте хоть один бюджет выдержим!» А то сразу после принятия бюджета появляется одна программа, вторая, экономически плохо просчитанные. Когда принимают их, в правительстве доказывают: ни копейки не надо. Только приняли - сразу идет записка: давайте миллиарды туда, сюда.

И здесь я союзник министра финансов. Если есть программа, то она должна быть просчитана до рубля, должна быть обоснованна, должно быть понятно, что она может дать сегодня, завтра и послезавтра. Мы это называем аудитом эффективности. Поэтому в следующем году Счетная палата будет по-другому планировать свою работу. Будем проверять не только объекты (обычно 1,5 тысячи в год), но и эти серьезные программы. Мы переходим, как и правительство, - а у них принята программа повышения эффективности бюджетных расходов, - на программный аудит, аудит эффективности.

Но бывают и форс-мажоры. Вот случились минувшим летом пожары. Я побывал во многих местах, где восстанавливали деревни, поселки... И пришел к выводу: если заставить, мобилизовать, то можем строить дешево, быстро и эффективно. И мощности есть, и строители свои.

Очень надеюсь, что будут найдены резервы для снижения дефицита бюджета, а значит, и инфляции, которая является одной из самых сложных проблем. Ведь от этого зависит уровень жизни населения.

На днях мы подписывали соглашение с таможней, глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов рассказал: резко растет приток импорта в Россию. С одной стороны, вроде бы неплохо. Значит, у людей появились деньги, на которые они могут покупать иностранные товары. А с другой - это показатель того, что отечественная промышленность еще больше просела. А ведь через год мы собираемся вступать в ВТО!

- Есть ли у вас предположения, где в 2011 году может разворовываться бюджет?

- Я бы перефразировал так: где больше всего может быть коррупционных рисков. Есть предположения. Дороги и дорожный фонд. Здесь традиционно теряется больше всего.

- Нецелевые расходы?

- Неэффективные и нецелевые. Но я повторяю, это только предварительные данные.

Наша дорога стоит в 7,5 раза дороже, чем в Китае; в 3,5 раза дороже, чем в странах Евросоюза. Нам говорят: что вы сравниваете нас с Германией? Давайте сравнивать с Финляндией, с Норвегией, с не очень теплой Данией. Или, на худой конец, с Исландией. Но и у них затраты меньше! Я уже не говорю о качестве. Поэтому с учетом создания Дорожного фонда мы сейчас будем очень серьезно изучать эту тематику. Большие средства идут на Олимпиаду. Мы будем продолжать отслеживать их использование. Там мы наладили систему контроля, сегодня мы знаем точно весь олимпийский бюджет: куда, на какую статью, на какой объект, через какое ведомство идут средства и т. д. Ну и, конечно, ЖКХ.

Владимир Путин недавно выступал на правительстве. Его взволновала тема прозрачности деятельности госкорпораций. Единственное ведомство, которое сегодня может проводить аудит в госкорпорациях (и то не в полном объеме), - это Счетная палата. Поэтому мы решили посмотреть все крупнейшие госкорпорации в следующем году. А там на несколько сотен миллиардов рублей государственных денег и имущества.

Подготовил Александр ГАМОВ.

Нигина БЕРОЕВА