Чтобы у чиновников и различных госконтор не возникало соблазна тянуть с оплатой.

Для борьбы с коррупцией правительство готовит персональные наказания для чиновников и работников госкорпораций, которые затягивают оплату уже выполненных контрактов. О таком нововведении рассказал в пятницу глава правительства Владимир Путин. Между тем сами бизнесмены опасаются, что санкции ничего не изменят. Куда эффективнее заменить их новой схемой взаиморасчетов, в которой искусственно затягивать выплаты будет просто невыгодно. Однако такие предложения отклика в правительстве пока не находят.

В минувшую пятницу глава правительства Владимир Путин встретился с представителями малого и среднего бизнеса России. Разговор с премьером настроил предпринимателей на позитивный лад и зародил в них надежду на будущее улучшение делового климата в стране.

Первый повод для радости бизнесменов – поручение Минфину, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития рассмотреть альтернативные методы наполнения Пенсионного фонда, которые помогут снизить ставки страховых взносов. В качестве альтернативных методов председатель организации «Деловая Россия» Борис Титов предложил собирать страховые взносы «не с бедных, а с богатых», повысить акцизы и применить новый дифференцированный налог на добычу.

Второй повод для радости – готовность правительства бороться с коррупцией. «Будем последовательно проводить антикоррупционную работу, жестко наказывать недобросовестных чиновников, продолжим чистить законодательство, устранять саму возможность для коррупционных проявлений», – пообещал премьер. Он уверен, для российской экономики крайне важно наконец-то избавить бизнес от разорительной административной и коррупционной нагрузки.

Ежегодно организация «Опора России» проводит исследование состояния делового климата в стране. В ходе исследования предпринимателям задается вопрос о так называемых неформальных платежах. И результаты проведенного исследования буквально возмутили Путина.

Коррупционная нагрузка, согласно данным «Опоры России», постепенно снижается: с 10% в 2006 году до 5% сейчас. Однако на самом деле эти 5% равняются немаленькой сумме, речь идет об 1 трлн. руб. «Запредельная цифра, – заметил Путин. – Вот такая невеселая статистика. Она, правда, улучшается. Вроде и улучшения серьезные. Но объем беды пока, конечно, очень большой».

Эффективным методом снижения коррупционной составляющей, по мнению правительства, станет введение административных санкций за неисполнение ведомствами финансовых обязательств по контрактам. «Мы планируем ввести административные санкции за неисполнение финансовых обязательств по госконтрактам, чтобы у чиновников и различных госконтор не возникало соблазна тянуть с оплатой. Понятно, да? Не держать на банковских счетах в любимых финансовых учреждениях средства, которые нужно переводить в компании», – сообщил премьер.

Искусственная задержка выплат порой становится для чиновников прекрасным способом вымогательства. Предпринимателю приходится выбирать из двух зол меньшее. Первый вариант – можно ждать окончательного расчета с ведомством, чиновник которого постоянно затягивает выплату. Второй – дать ожидаемую взятку и сократить тем самым свои потери от временных неплатежей.

«Чиновники порой тянут резину очень долго, и это, как правило, выливается в вымогательство, в те самые пресловутые откаты. И тут, видимо, недостаточно только гражданско-правовых отношений, нужны еще дополнительные нормы закона, ужесточающие санкции, – рассуждает президент «Опоры России» Сергей Борисов. – Ведь серьезный недостаток законов – неуязвимость чиновника, для которого все претензии – как с гуся вода. Чиновник – ключевой игрок в процессе, но лично он не отвечает по обязательствам, не отвечает за ошибку в контроле и надзоре». Вполне логично, что если государство строго спрашивает с бизнесменов за исполнение обязательств, то эта ситуация должна быть зеркальной, продолжает эксперт.

Уточнение же Путина про «любимые финансовые учреждения» чиновников тоже прозвучало не случайно. Вступившему в сговор с чиновником банку также выгодно тормозить расчеты. Ведь задержка выплаты означает для банка получение в свое распоряжение бесплатного кредита. «Чем больше деньги задерживаются в банке, тем больше они работают на банк. Значит, чиновник, который волен распорядиться движением этих средств, мотивирован получить от банка вознаграждение», – приводит пример Борисов.

Предприниматели согласны: с этой напастью нужно бороться. Однако нельзя, чтобы борьба завершилась одним только введением санкций. Ведь санкции – это лишь деталь, которая не переломит общую тенденцию.

Президент «Деловой России» Александр Галушка объясняет, что речь идет о персональных санкциях. В контрактах прописывается ответственность заказчика, ведомства – юридического лица, персональная же ответственность чиновника, который контролирует и обеспечивает своевременное подписание контракта и исполнение обязательств, там уже не оговаривается.

«Но теперь если контракт своевременно и надлежащим образом исполнен, а происходит затягивание приемки этого контракта со стороны конкретного чиновника, то тогда к нему будет применяться административное наказание» – так Галушка описал механизм действия санкций, предлагаемых правительством. Однако предприниматели обращают внимание: чиновника надо не просто поймать за руку, надо еще доказать злой умысел в его действиях. А это сделать уже практически невозможно. И какая же тогда польза от введенных санкций? «Наша бюрократия обладает удивительным свойством мимикрии, она приспосабливается к любым обстоятельствам. Наш изощренный чиновник всегда может придумать что-то еще, поэтому есть опасность, что против санкций будет найдено противоядие», – обращает внимание Борисов.

Титов, в свою очередь, высказался о санкциях еще категоричнее. «Санкциями всегда сложно чего-то добиваться. Тут нужно не наказание, а экономические методы. Надо создавать такие условия, в которых будет невыгодно задерживать выплату», – поясняет он. В качестве примера предприниматель назвал создание новых форм контрактов, предполагающих особую схему расчета. Государственные деньги должны размещаться на депозите в банке, который в паре с предприятием выигрывает тендер. И тогда, когда контракт выполнен, когда подписаны все акты, выплачиваются деньги, точнее – автоматически переходят предприятию, выполнившему заказ. При этом банк, в котором деньги лежат на депозите, если он доверяет подрядчику, может выдать ему кредит на эту сумму. Это даст возможность двойного контроля за деньгами и за исполнением заказа. Право голоса не будет принадлежать только чиновнику.

Однако этот вариант решения проблемы, как уточнил Титов, правительством услышан не был. Видимо, государство пока морально не готово к настолько радикальному способу борьбы с коррупцией. Санкции оказались для чиновников привлекательнее.

Анастасия Башкатова