Процесс бюджетной консолидации должен быть постепенным и устойчивым, так считает старший экономист Исследовательского департамента МВФ. Хайме Гуахардо также рассказал нам о том, что ждет Россию, если цены на нефть снизятся до 80$ или даже до 60$.

Г-н Гуахардо, насколько помогут Греции еще 2 года, чтобы выполнить собственные фискальные задачи?

В настоящее время миссия работает по этому вопросу, и проблемы бюджетной устойчивости и сроки обсуждаются. И сейчас рано говорить о том, как много нужно времени, чтобы Греции удалось сократить госдолг. В то же время в третьей главе "Прогноза по мировой экономике" рассматриваются вопросы накопления больших объемов госдолга развитыми экономиками, и авторы выяснили, что обычно нужно много времени, чтобы сократить госдолг с высоких уровней. Секретом успеха является процесс бюджетной консолидации, который должен быть постепенным, но устойчивым, с осуществлением долгосрочных мер. Также необходимо осуществление структурных реформ, которые будут способствовать ускорению роста, а также нужна подходящая кредитно-денежная политика.

Также открытым остается вопрос со следующим траншем денежных средств в размере 31 млрд евро. Когда Греция сможет его получить?

Опять же миссия работает над этим вопросом, решения обсуждаются. У меня нет какой-то конкретной информации по этому вопросу.

Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард на ежегодной встрече фонда в Токио призвала европейские страны притормозить с осуществлением программ экономии для восстановления темпов экономического роста. Не нанесет ли резкое сокращение госрасходов вред их экономикам?

В предыдущем исследовании в "Прогнозе по мировой экономике", опубликованном 8 октября, рассматривается, в частности, этот вопрос. И в этом исследовании мы выяснили, что бюджетная консолидация, которая подразумевает сокращение расходов и повышение налогов, увеличивает давление на экономику. В частности, сокращение бюджетного дефицита на 1% в процессе бюджетной консолидации отнимает примерно 0,5% от роста ВВП. И это влияние может быть более значительным, если ограничена кредитно-денежная политика, ведь это означает, что нет адекватной реакции на бюджетную консолидацию. Важно, чтобы эффекты этого не были недооцененными, ведь многие страны проводят бюджетную консолидацию одновременно. Это характерно для того, что мы наблюдаем сегодня. И сейчас мы убеждены в том, что понижательное давление бюджетной консолидации на рост экономики может быть даже больше, чем мы видели в прошлом.

Ситуация в Еврозоне (долговые проблемы – Испания, Португалия, Италия): кто следующий в очереди за Грецией?

Мы не спекулируем по этому вопросу. Тем не менее мы можем сказать, что среди приоритетных направлений для этих стран – стран периферийной Европы - это политические меры, продолжение процесса бюджетной консолидации, и это единственный путь для того, чтобы вернуть доверие рынков. Также им необходимо продолжать свои усилия по рекапитализации банков, по реформированию банковской системы. Необходимо продолжать реформирование рынка труда и рынка производства для более устойчивого роста в будущем. Но они не могут это делать одни. Им необходима поддержка со стороны европейских партнеров, которые должны поддерживать эти экономики "проблемных" стран с использованием Европейского фонда финансовой стабильности или механизма финансовой стабильности (ESM). Также необходимо разрешить прямые интервенции в банки еврозоны со стороны ESM, для того чтобы заполнить существующие пустоты в отношениях между государствами и банками. Также необходимо продвигаться с оформлением проекта банковского союза и бюджетного союза. Мы также видим необходимость мер со стороны ЕЦБ, которому нужно ослабить условия финансирования для стран, которые проводят корректировку бюджета. Кроме того, важным направлением является выполнение программы OMT (Outright Monetary Transactions – прямые денежные операции) для стран, которые испытывают последствия программ корректировок ESM.

Как скажется на Испании понижение суверенного рейтинга от S&P?

У нас нет никаких конкретных оценок относительно этого. Наша задача - ограничить любые возможные последствия этого события. Испании и другим странам периферийной Европы необходимо выполнять те меры, которые я озвучил выше: программа бюджетной консолидации, структурные реформы, а также обеспечивать устойчивость банковской системы. Это единственный способ сократить неопределенность и минимизировать влияние шоков на их экономики.

Каковы ваши прогнозы по решениям на саммите лидеров ЕС, который будет проходить 18 и19 октября?

Мы не делаем прогнозов по решениям законодателей. Но мы считаем, что приоритеты для них в еврозоне являются очень четкими. Как я уже сказал выше, периферийным странам еврозоны необходимо продолжать бюджетную консолидацию, обеспечивать стабильность функционирования банковской системы, осуществлять структурные реформы для ускорения роста. И мы видим важную роль европейских стран в оказании поддержки этим "проблемным" странам, которые нуждаются в помощи ESM. Важна роль европейских стран в том, чтобы банки периферийных стран имели доступ к ESM, а также движение по направлению к бюджетному и банковскому союзу. Кроме того, ЕЦБ должен продолжать усилия по обеспечению снижения затрат на финансирование для этих стран.

Что ждет РФ, если упадут цены на нефть до 80$ или даже до 60$? Прогноз по оттоку капитала и инфляции в среднесрочной перспективе?

Россия, как и многие развивающиеся экономики, все еще подвержена внешним шокам. И это указано в последнем выпуске нашего доклада. И эти риски несколько возросли по сравнению с тем, что мы видели в прошлом. Любые из этих рисков, например опасность выхода Греции из еврозоны или риск фискального обрыва в США, могут привести не только к снижению экономической активности по всему миру, но и к снижению цен на сырьевые товары и, в частности, нефти. Согласно главе 4 нашего последнего доклада, высокая зависимость от цен на нефть может иметь негативные последствия для экономики РФ, в связи с тем, что сильное падение стоимости "черного золота" может привести к рецессии экономики, большому дефициту бюджета, увеличению оттока капитала, и оказать негативное влияние на рубль. Поэтому в нашем докладе мы советуем странам использовать более благоприятную внешнюю обстановку для восстановления своих "подушек безопасности". И в частности, Россия может сейчас успешно сокращать бюджетный дефицит и наращивать объем резервного фонда, поскольку это обеспечит стране больше пространства для реакции на возможные негативные события. Относительно других политических мер, в которых Россия достаточно преуспевает в последнее время, можно назвать движение по направлению к более свободному курсу валюты, и это способствует улучшению ситуации, и требуется сохранять намеченный курс. Кроме того, если ситуация будет ухудшаться, и у банков будут проблемы, им должна быть предоставлена ликвидность.

Каковые ваши базовые прогнозы по утечке капитала в РФ?

Я думаю, что в России, как и во многих развивающихся экономиках, то, что происходит с притоком и оттоком капитала, во многом зависит от того, что происходит в мировой экономике. В нашем докладе мы освещаем возможные негативные сценарии в будущем и риски от усугубления долгового кризиса в еврозоне от фискального обрыва в США. Эти риски увеличивают неопределенность в мировой экономике, которая вызывает сокращение капитала на развивающихся рынках, в том числе РФ, то есть капитал выводится с развивающихся рынков в пользу более надежных мест вроде США, Великобритании или Германии.

Несмотря на резкое торможение роста экономики Китая, валюта страны - юань - набирает все больше веса на международной арене. Теперь все больше инвесторов и компаний используют юань в качестве расчетной валюты. Как вы оцениваете перспективы юаня и в целом китайской экономики?

Китай стал одним из наиболее крупных игроком в мировой экономике за последние 20 лет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что валюта КНР значительно набирает вес на международной арене. Мы ожидали, что это будет происходить.

Многие эксперты уверены, что у Японии большие проблемы и новый мировой кризис может начаться именно там. Какова ваша позиция?

Экономика Японии восстанавливается достаточно хорошо после большого землетрясения в 2011 году, переходя к росту, и наш прогноз является достаточно сильным. Но мы ожидаем, что рост может замедлиться в 2013 году. В Японии существуют два основных внутренних риска: один – это дефляция, второй – высокий уровень госдолга. Но мы видим, что власти Японии предпринимают меры по борьбе с этими проблемами. Относительно дефляции – недавно был объявлен стабильный целевой уровень инфляции в 1%. Также они увеличили объем программы выкупа активов. Мы полагаем, что эти две меры помогут снизить риск дефляции. В то же время могут понадобиться дополнительные меры для более быстрого достижения цели. Что касается мер в области бюджета, то власти Японии объявили о намерении увеличить налог на потребление с 5% до 10% в период с текущего момента до 2015 года. Эта мера в совокупности с сокращением расходов позволит достичь половины бюджетной консолидации, которая запланирована на следующие десять лет для снижения госдолга. Таким образом, мы считаем, что перспективы экономик Японии являются достаточно позитивными.

Обама или Ромни: у кого позиции сильнее, как может измениться экономическая политика США после выборов?

Мы не комментируем по политическим вопросам и по экономическим программам кандидатов. В то же время мы считаем, что приоритетной задачей для США является достижение двустороннего соглашения между партиями для того, чтобы избежать бюджетного обрыва. Если они не смогут его избежать, то стране грозит бюджетная консолидация, масштабы которой будут более значительными, чем мы предполагали изначально. И это будет означать значительное замедление роста экономики США, которое негативно отразится на остальном мире, и особенно на тех странах, которые плотно связаны с США, вроде Канады или стран Латинской Америки.

Фондовые индексы США сильно просели после вашего прогноза. Как вы оцените предстоящую отчетность американских компаний?

Мы не делаем прогнозов по отдельным компаниям. В то же время мы понимаем, что в ходе последней рецессии лучше выглядели корпорации, чем другие сектора экономики. Интересный вопрос в том, почему основы бизнеса этих корпораций не растут быстрее, чем это было ранее. Мы полагаем, что в основе этого лежит неопределенность, связанная с будущим, и с законодательными инициативами. И поэтому крайне важным является необходимость избежать фискального обрыва, что сократит неопределенность для экономических перспектив. А также важна необходимость того, чтобы европейские власти реализовывали меры, которые обсуждаются, и это также будет способствовать увеличению жизнеспособности еврозоны.

Беседу провел Евгений Новиков.