В последнее время по вопросу о школьной форме слышно все больше голосов «за», со стороны родителей она воспринимается как всецело положительное явление, поскольку напоминает о советском детстве в котором, как известно, сахар был слаще, вода мокрее и все продукты были натуральными, не то что сейчас. Однако, несмотря на родительскую ностальгию и тот факт, что ношение школьной формы действительно дисциплинирует учеников, наличие обязательной школьной формы имеет много минусов.

Во-первых, школьная форма зачастую обходится достаточно дорого, несмотря на то что многие ратуют за нее, упирая на мифологическую дешевизну формы и выгоду для семейного бюджета. Как минимум потому, что покупать ребенку приходится два комплекта одежды вместо одного. Не двое джинсов «и в пир, и в мир» на осень, а двое джинсов для внешкольного времени и двое брюк для школы на ту же самую осень... После которой будет зима, а к весне чадо вырастет. Не говоря уже о том, что помимо джинсов есть и остальные детали костюма!

Во-вторых, хотя при озвучивании первого пункта некоторые утверждают, что гулять на улице можно и в «школьном», как это было во времена Советского союза, на деле это практически невозможно – качество современной формы на постсоветском пространстве оставляет желать лучшего. Если надевать ее ежедневно не только в школу, но и на улицу, то она быстро придет в негодность.

В-третьих, школьная форма никак не решает проблему хвастовства детей финансовым положением семьи, поскольку сейчас дети, в отличие от своих родителей, относительно редко «меряются» брендовостью одежды. Благодаря стремительному развитию технологий, в ход идут скорее телефоны и планшеты, чем портфели, письменные принадлежности, украшения и та же обувь с верхней одеждой. Хотя последние тоже могут «принять участие» в выяснении «кто круче». Как, впрочем, и фотографии с летнего или зимнего отдыха в социальных сетях, и запись в классном журнале о месте работы родителей.

В-четвертых, школьная форма зачастую неудобна. Не у всех форм есть вариации для теплого и для холодного времени года, а ходить в одних и тех же брюках круглый год (и при температуре воздуха в +25 градусов в мае, и при температуре в –16 градусов в феврале), все же нездорово.

Также, в-пятых, она далеко не всем к лицу, хотя вопрос этот встает в полный рост уже класса с шестого-седьмого. И если подростковую проблему «Я как лох! Почему у меня нет такого мобильника как у Пети?» можно решить, обсудив семейный бюджет (объяснить, какую сумму родители могут выделить на покупку, предложить от чего-то отказаться с целью экономии на вожделенный телефон и помочь устроиться на какую-то подработку), то проблему «Почему я такая уродина?», если форма сидит на ребенке «как на корове седло» благодаря фасону или цвет ткани подчеркивает прыщи на лбу и круги под глазами, гораздо сложнее. Прыщи можно вылечить, круги подкорректировать, а разбираться с заниженной одноклассниками самооценкой подростка – занятие долгое и, для родителей, почти бесперспективное.

Хорошей альтернативой школьной формы было бы введение в школах дресс-кода аналогичного smart casual – облегченного варианта классического офисного business casual, в котором есть как простор для самовыражения, так и рамки, не допускающие вульгарности.

Автор: Анна Милютина