С годами мы накапливаем неоценимый опыт общения с детьми. Он шлифуется, оттачивается и начинает приносить результаты. Но дети так быстро растут, меняются, что прежний опыт становится малопригодным, приходится вновь и вновь изобретать способы воздействия, убеждения, мотивации.

Имея детей-подростков, вспоминаешь пору, когда они были маленькими, а их проблемы были такими смешными. Это мы сейчас понимаем, а тогда… Все казалось серьезным и неразрешимым…

...Прекрасный воскресный день. Я полна планов: «Сейчас мы покушаем и поедем в Политехнический музей. Там вы увидите много удивительных вещей. Затем мы зайдем в Центральный Детский мир и покатаемся на американских каруселях. А потом я куплю вам мороженое. Мороженое, которое продается в Детском мире – это самое вкусное мороженое в мире!

- Вам нравятся такие планы на выходной день?

- Да, - дружно отвечают дети.

- Тогда за стол! Обедать!

Идет время. Дети возят ложками по тарелке. Суп уже давно остыл.

- Я не хочу есть, - заявляет шестилетняя дочка.

- Хорошо. Тогда съешь первое, второе есть не будешь.

- Я тоже есть не хочу! – эхом повторяет сын.

Идет время.

- Я не люблю лук,- морщится дочь.

- Хорошо, не ешь его.

Дочка минут десять старательно вылавливает лук на края тарелки. Тоже самое делает ее десятилетний брат.

Идет время, я начинаю злиться. Затем аналогичное заявление касается моркови. Очередь доходит до петрушки.

Сын выбрал созерцательную позицию, ждет, чем разрешиться ситуация. Но морковку тоже вылавливает и складывает на край тарелки. Он товарищ осторожный, выжидает.

Я знаю, если дети не поедят, то уже в метро начнут ныть, что хотят есть и придется искать, где можно перекусить. Я категорически против уличной выпечки. Уйдет масса времени на поиски приемлемого общепита. В общем, радужные планы могут пойти насмарку. Можно взять бутерброды с собой, но дети быстро просекут, и в следующий раз повторится та же песня «Не хочу, не буду суп. Буду только колбасу с хлебом!»

Углядев листочки петрушки на краях тарелки дочери, я запальчиво угрожаю: «Если не съешь суп, то вылью его тебе на голову!» Дочь с таким сарказмом посмотрела на меня и демонстративно отодвинула тарелку. Во взгляде читалось: «А что ты будешь делать? Слабо сдержать слово?»

Я поняла, в этот момент либо она меня «сделает», либо я ее. Это мгновение было заделом на будущее. Дам слабину, не сдержу слово, и в следующий раз будут те же «песнопения» за столом и не только со стороны дочери, но и сына. Почему ей можно не доедать, а мне нельзя?!

Беру за руку дочь, в другую руку тарелку с супом, иду в ванну. Наклоняю ее и вываливаю содержимое на головенку со словами: «Сиди здесь и думай».

Вернувшись на кухню, увидела, сын энергично доедает суп. Как не хотелось теперь ехать в музей! Настроение никакого. Дочь я никогда не оставляла одну! Но надо держать слово.

В музей мы поехали с сыном. Конечно, удовольствие не получила. Я держалась, что-то рассказывала, показывала экспонаты, но всеми мыслями была дома. Как там мой упрямый ребятёнок?!

В Детский мир, мы, конечно, не пошли, поехали домой. Дочка безмятежно спала, расстелив на полу в ванной полотенце. На мой вопрос: «Почему ты не подходила к телефону, когда я звонила?!» Она искренне удивилась: «Но ты же сказала: «Сиди здесь» я и не выходила.

С тех пор я очень щепетильно отношусь к тому, что говорю детям и проверяю свои «тексты», смогу ли я выполнить то, что обещаю.

Да, бывают обстоятельства, когда мы не можем выполнить обещанное. Но если взрослый заранее озвучит причины, почему он не может это сделать и скажет когда и при каких обстоятельствах он все же выполнит обещанное, ребенок это поймет и не воспримет как обман: «Обещал, а сам обманул…»

Постскриптум: с того памятного момента капризы за столом на тему «буду - не буду» прекратились.

Автор статьи: Марина Саватеева