Ранее нами уже были рассмотрены наследственность и среда, их влияние на психическое развитие ребёнка. Теперь более подробно остановимся на следующих факторах: обучение, воспитание и активность.
Не всякое обучение является эффективным, а лишь то, которое опережает развитие, ведёт его за собой. Дети под руководством старших усваивают достижения человеческой культуры, что определяет их движение вперёд. Движущая сила психического развития – это внутренние противоречия между уже достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым человек овладеет.
Задача обучения – формирование и развитие у ребёнка психических особенностей, качеств и свойств, характеризующих высокий уровень развития на данном возрастном этапе и в это же время подготавливающих закономерный переход к следующему возрастному этапу, более высокому уровню психического развития.
Какова роль воспитания в формировании психического развития ребёнка однозначно не скажет ни один психолог. Одни утверждают, что воспитание полностью бессильно, если присутствует неблагоприятная наследственность и отрицательное влияние среды. Другие считают, что воспитание является единственным средством изменения человеческой природы.
Воспитание позволяет управлять активностью ребёнка и процессом его психического развития. Оно формирует характер потребностей и систему отношений личности, основываясь на её сознании и требуя её участия.
Воспитание должно обеспечивать поведение ребёнка, соответствующее принятым в обществе нормам и правилам поведения. Заметьте, что это совершенно не исключает формирование индивидуальных черт личности.
Активность — это деятельное состояние организма, являющееся условием существования и поведения человека.
Человек является активным деятельным существом, поэтому внешние воздействия определяют его психику не прямо, а через процесс взаимодействия со средой, через деятельность в этой среде. Активность проявляет себя в активациях, поисковой активности, в различных рефлексах, воле, актах свободного самоопределения.
Внешние условия и обстоятельства всегда преломляются через жизненный опыт человека, его личность, индивидуальные и психические особенности. Человек, как активное существо, может сам менять свою собственную личность, то есть заниматься самоактуализацией, саморазвитием и самопостроением.
Активность проявляется в способности в определённых пределах блокировать или усиливать как позитивные, так и негативные организменные или средовые ограничения и выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности (творчество, инициатива, поиск, преодоление и т.д.)
Активность индивида больше всего проявляется в периоды взросления и возрастных кризисов, когда особую роль приобретают открытие и переоценка своего Я, исследование возможностей преодоления своей активностью генетических и средовых ограничителей.
Растите здоровыми!
Автор: Кристина Осипова
Развитие
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат