Хоть один раз, но все мы видели картину: ребенок в истерике, валяется на полу и что-то требует. Мама в растерянности. Или мама в злобе. Или мама в гневе даже. А еще бывает мама лупит за такую истерику ни в чем неповинного ребенка. Или, совсем наоборот – сюсюкается с ним и немедленно утешает. Или дает требуемое.

Вариантов реакции мамы на такое поведение множество. И все эти мамины реакции результат игнорирования нужд ребенка. И не тех нужд, которые появляются у ребенка возле прилавка с игрушками, а нужд базовых: нужд в дисциплине и организованности.

Давайте сейчас нажмем на ту кнопку, которая включает у нас воображение. И представим. В маленьком уютном мирке, где все звуки понятны, цвета одинаковы и температура постоянна и даже плотность окружающей среды тоже постоянна, живет себе малыш. Сорок недель живет, между прочим. И ему там все знакомо и все понятно. Правила просты: виси на пуповине и потихоньку расти.

А потом вдруг! Роды! И дети из этого уютного и знакомого мирка рождаются в хаос, приходят в мир, который для них не понятен, не обозначен, вешки по нему не расставлены, а если и расставлены, то ребенок просто не в состоянии их понять, регламента у происходящего нет. В общем – стресс. И наша родительская задача, помочь ребенку ориентироваться в этом мире, объяснить и показать на личном примере как можно делать самому себе вешки и зарубки на происходящем и как потом в этом ориентироваться. И в этой родительской задаче очень важно суметь показать малышу что хорошо, что плохо, упорядочить этот мир для ребенка.

Это отнюдь не отнимает у нас и другую родительскую задачу: окружить ребенка вниманием, дать ему безусловную (то есть любовь безо всяких условий а-ля» буду любить только чистого мальчика») любовь , понимание и поддержку.

И первое и второе – упорядочивание и структурирование мира через введение правил и окружение ребенка любовью и вниманием – дают ребенку уверенность в своих силах и окружающем мире, спокойствие, ощущение безопасности и собственной успешности в этом мире, придает ребенку сил.

Однако в самом заголовке, как может показаться, кроется некое противоречие: любовь и дисциплина. Почему-то в последнее время очень выборочно ценятся восточные традиции и одна из них: позволять все ребенку до трех лет. О других традициях, жесточайшего воспитания ПОСЛЕ наши сверхдемократичные родители даже не задумываются. Давайте жить в реальном, нашем условно-славянском мире, где необходимо совмещать любовь и ограничения, понимание и запреты.

Есть простые, но очень эффективные методы, обеспечивающие дисциплину, не ущемляя при этом достоинство ребенка. Приведу лишь некоторые, на основании которых Вы всегда сможете сформировать свои.

-отдавая распоряжения формулируйте их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, повесь свое пальто на крючок»;

- сообщайте заранее, что через 2 минуты будет обед – готовьте их к предстоящим событиям;

-предоставляйте возможности для выбора: сообщите, что на их выбор обедать можно придти через 3 минуты или через 5, но если дети испытывают Ваше терпение не предоставляйте возможностей дополнительных;

-спокойно объясняйте ребенку почему Вы хотите, что бы то и то было сделано (обязательно учитывайте состояние ребенка);

-обсуждайте с детьми ответные меры на их неудовлетворительное и плохое поведение (да, дети ведут себя плохо и да, Вы должны быть к этому готовы);

-помните шутку: «Если Вы прекрасно умеете считать до трех, то Вы наверняка родитель» - используйте этот метод как регулятор;

-НЕ читайте ребенку нотаций;

-НЕ спорьте с ребенком;

-делайте то, что Вы считаете нужным, особенно если Вы попали в ситуацию эмоционального террора. С эмоциональными террористами в переговоры не вступать (кстати, это касается и взрослых людей);

-подмечайте и поощряйте словами хорошее поведение ребенка – это не базовая их функция, а приобретение, обязательно отмечайте новые навыки («Солнышко, ты так хорошо ведешь себя сейчас в гостях у бабушки! Я тобой горжусь!»);

-попросите малыша показать вам то, что Вы от него ждете: «Слушай, нехорошо ходить по дому в сапогах, ты можешь мне показать как нужно себя вести сейчас?» и похвалите «Я знала, что ты можешь это сделать. Так лучше!»

-заведите таблицу подсчета успехов Вашего малыша: пришел домой и вовремя снял пресловутую обувь – дайте ему красный фломастер, пусть зарисует полностью графу «статус» в таблице, что будет обозначать безоговорочное выполнение. В конце недели выдайте какой-нибудь символический приз;

-уважайте право детей быть адекватными: соблюдайте режим, дети чувствуют себя в безопасности, имея дело с постоянно повторяющимися действиями, они более восприимчивы когда регулярно спят, едят, гуляют;

Проявите фантазию, расширив этот список, адаптируйте его к своему ребенку, но помните – что любовь и дисциплина для детей одинаково важны. Они создают чувство безопасности.

Автор: Кристина Вязовская