Часто родители рассматривают ползание как промежуточный этап развития, уделяя ему гораздо меньше внимания, чем, например, умению сидеть или навыку ходьбы. Вместе с тем, по утверждению психологов, этап ползания является важнейшим моментом в развитии крохи, который оказывает на его дальнейшие успехи огромное влияние.
Неврологи уверены, что именно процесс ползания является периодом становления взаимодействия правого и левого полушарий головного мозга. С момента рождения и на протяжении первых трёх-четырёх недель жизни крохи каждая половина мозга функционирует самостоятельно, не замечая активности второго полушария.
Постепенно в головном мозге крохи формируются связи, соединяющие в единую систему различные структурные образования коры. В результате происходит координация движений левой и правой половин тела.
Во время ползания такое взаимодействие доводится до самого высокого уровня, поскольку синхронные движения способствуют повышению скорости движения и гарантируют устойчивое положение тела ребёнка в пространстве. Одной из наиболее серьёзных проблем детей, которые перешагнули через ползание, сразу же начав ходить, является неспособность добиться синхронного, слаженного взаимодействия всех конечностей, неумение одновременно использовать все структуры головного мозга.
Чем большего мастерства удалось достичь крохе в ползании, тем легче он освоит лазание по деревьям и канату, бег, в том числе и с препятствиями, командные виды спорта, игры с мячом и езду на велосипеде.
Полезно ползание и для интеллектуального развития. Поскольку ползание предполагает фокусирование взгляда на близко расположенных предметах, в частности, на руках, не удивительно, что вдоволь наползавшиеся малыши в дальнейшем демонстрируют впечатляющие успехи в рисовании, письме и чтении, а постоянная активизация мелкой моторики, без чего невозможно представить процесс ползания, оказывает благотворное влияние на развитие устной и в дальнейшем письменной речи.
Неоднократно психологи отмечали, что начало ползания у большинства детей соответствует становлению самоидентификации. Именно с этого момента ребёнок начинает воспринимать себя как самостоятельную личность, которая по собственному желанию может совершать достаточно серьёзные маневры, менять положение тела в пространстве, добиваться поставленных целей. Период ползания многие психологи отождествляют с началом формирования партнёрских отношений между родителями и ребёнком.
Успехи крохи в преодолении пространства напрямую зависят от того, насколько своевременно он получит возможность практиковаться в ползании. Сразу же после того, как малыш освоит искусство переворачивания со спины на живот, родители должны приложить максимум усилий, чтобы создать для него соответствующую его потребностям среду – огромное безопасное пространство с твёрдой и одновременно предупреждающей удары поверхностью, по которой он будет учиться ползать.
Если первые навыки ползания малыш может, при определенной сноровке, приобрести в условиях детского манежа, то стать настоящим профессионалом в деле преодоления расстояний на четвереньках без достаточно протяженного плацдарма практически невозможно.
Самостоятельное освоение пространства для малышей первого года жизни является больше, чем увлекательное приключение, оно формирует их характер, учит без страха встречать подготовленные жизнью и судьбой испытания.
Повысить эффективность периода ползания можно при помощи подручных средств, благодаря чему удастся получить от этого периода в развитии крохи максимум пользы. Для расширения базы данных тактильных ощущений следует предлагать крохе различные по фактуре поверхности для ползания. Это может быть длинноворсный палас или коротковорсный ковёр, полиуретановый туристический коврик или сплетенный из хлопчатобумажных ленточек заботливыми руками бабушки половичек.
Наличие препятствий делает процесс ползания увлекательным, одновременно создавая предпосылки для дальнейшего совершенствования координации движений. Это могут быть подушки разного размера, крупные надувные игрушки, брошенное горкой детское одеяло, свернутый валиком флизовый плед, мягкие модули и небольшие картонные коробки.
Следующим уровнем для продвинутых «ползунов» является продвижение через туннели, в роли которых могут выступать лишенные дна большие коробки, созданные из ряда накрытых покрывалом стульев коридоры, матерчатые трубы на круглых обручах, через которые нравится проползать и детям более старшего возраста.
Важно показать малышу, что каждое действие предполагает наличие определенной цели. Именно поэтому следует приучать кроху ползать ради великой цели: добраться до новой игрушки; поинтересоваться, что спрятано за приоткрытой дверцей шкафа; доползти и навести порядок в неприбранной корзине с клубками.
Очень скоро и мама, и малыш поймут, что приключения с началом ползания только начинаются, а открывающийся крохе мир таит ещё много незабываемых моментов.
Развитие
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат