Давайте рассмотрим такой стиль воспитания, когда родители считают, что они и только они знают, как надо и как правильно. Родители за своих детей все решают, все за них выполняют. Все, что делает, решает или выбирает ребенок самостоятельно, либо отрицается родителями, либо подвергается серьезной критике. И вместо того, что выбирает ребенок, навязываются родительские решения.

Представим такую ситуацию: годовалый ребенок учится ходить, а наши «умные» родители захотят ему в этом помочь. Папа каждый раз будет передвигать ножки ребенку, а мама будет его держать за ручки и двигать вперед. И они, желая ребенку только самого лучшего, не будут давать ему самостоятельно учиться. Самостоятельно падать и подниматься, и наслаждаться тем, что у него что-то получается. И так каждый день из месяца в месяц, год за годом.

Научится ребенок ходить? Конечно же, нет! А заботливым родителям так и придется всю жизнь передвигать его ноги! Подобное явление происходит при таком стиле воспитания. Во взрослую жизнь вступает ребенок, который не умеет «ходить» и вообще ничего не умеет делать самостоятельно. Ему нужны поводыри! У него бесчисленное множество страхов.

Есть страх ошибиться, потому что все правильные решения принимали родители. Ему страшно делать выбор, потому что всегда выбор делали родители. Он боится строить свою жизнь, потому что ее строили «любящие» родители. На первый взгляд, все вроде бы безобидно, и я уверена, что среди ваших знакомых есть такие жертвы родительской гиперопеки. Однако такой ребенок, приходя во взрослую жизнь, будет подсознательно искать себе того, кто будет «передвигать» его ножки, кто будет принимать за него решения, кто, в конце концов, будет делать за него выбор. И в работе, и в семье! И, разумеется, по закону притяжения найдет себе такого поводыря. И найдя, будет страшно бояться его потерять! Потому что иначе его жизнь рухнет без этого «родителя».

Сознание такого человека наполнено страхами, запретами и ограничениями! Его воля парализована. Это ментальная тюрьма, из нее человек выходит только по разрешению своего «поводыря», который решает его судьбу.

В такой ситуации у человека очень сужено сознание, он говорит чужими словами, не позволяет себе высказывать свое мнение (если оно вообще к тому времени имеется) и, как следствие, он не видит реальную жизнь. Точнее сказать, видит то, что ему позволяют видеть. Это своего рода инвалидность, которая не позволяет выходить за пределы своей ограниченности. А таковым человека делает страх совершить ошибку, страх взять ответственность на себя за свой выбор, что выражается в бездействии и отсутствии настоящей жизни.

Как себя морально чувствует такой человек? Естественно, ему в голову приходят мысли типа «почему у меня так?», «я этого не достоин» и тому подобные. Как следствие, он занимается самобичеванием и разрушением себя и своей жизни. Возможно, он даже ищет пути выхода из сложившейся ситуации, иногда находя их, но при этом испытывает чувство вины перед родителями за то, что не оправдал их надежд.

Что делать, если таковая ситуация имеет место быть? Первое, и самое важное, что надо делать в такой ситуации – понять, что ошибка – это миф. В жизни нет ошибок, есть только выбор. И все, что мы выбираем для себя, является правильным, потому что этот выбор делаем мы. Мы всегда поступаем правильно на данный момент развития. Не делая выбора, мы никогда не получим опыт и не получим развития. Представьте, что было бы, если бы ребенок, начиная ходить и однажды упав, перестал бы пробовать еще делать шаги – он никогда бы не научился ходить! Нет правильного или неправильного выбора. Есть только то, на что мы способны, и то, чего мы действительно хотим. Значит, необходимо научиться понимать то, что стоит за нашим выбором, и действительно ли это наш выбор!

Еще один важный момент. Надо понять то, что люди, которые нас окружают – не хуже и ни лучше, они просто другие. И важно то, что есть «хорошо» для одного человека и есть «хорошо» для другого, и надо взаимоуважать это друг в друге.

Помимо тех людей, которым нужен поводырь, есть такие люди, которые умеют слышать свое сердце, брать на себя ответственность, делают выбор на свое усмотрение, независимо от чужого мнения. Просто выбирают из всех вариантов то, что они считают нужным. И, как правило, попадают в точку. Отсюда следует один простой вывод: необходимо освободиться от мнения окружающих людей, научиться брать ответственность за свою жизнь на себя, и осмелиться брать то, что вам нравится, а не то, что вам навязывают.

Упражнение «Жизнь без ошибок». Представьте, что в вашей жизни нет ошибок! Вы не ошибаетесь. Какими вы становитесь в таком случае? Прочувствуйте в себе такое состояние. Как меняется ваше настроение? Как меняется ваше отношение к себе? Как вы ощущаете жизнь в этом состоянии? Нравится? Еще бы! А дальше нужно это состояние в себе просто воспитать.

Воспитать так же, как хорошую привычку. День за днем, шаг за шагом. В виде совершенно реальных поступков и действий. Для начала два раза в день – утром и вечером, входите в состояние человека, который не совершает ошибок. Войдя в это состояние, закрепляйте его внешними признаками. Представьте, как такой человек просыпается, двигается, одевается, общается и т. д. Внедрите такое поведение в свою жизнь.

По мере самовоспитания вы начнете принимать решения и действовать с этим ощущением. Начните строить свою жизнь соответственно отсутствию ошибок. Иными словами, станьте хозяином своей жизни, или вашим хозяином станет кто-то другой.

Автор: Вера Анюхина