Не секрет, что каждый из нас в какой-то мере > слов своих родителей. Слово имеет мощную силу в формировании детской психики, которая со временем станет взрослой. Не так редко можно услышать на какие-нибудь самостоятельные действия ребенка или подростка со стороны родителей вопрос: > У меня сразу ощущение, что в жизни все под запретом и на каждое действие надо спрашивать разрешение. Не плохая методика, чтобы вырастить послушных детей. Это комфортно родителям. И очень безопасно, дает некоторую гарантию покоя и вселяет иллюзорную мысль, что все под моим контролем в отношениях с ребенком. Но на вопрос: >, невольно всплывает ответный вопрос: >

Построена ли жизнь на запретах или на движении в познавании нового для ребенка, зависит от родителей. Одним из самых действенных методов воспитания - это родительская речь. Что говорим? Как говорим? Когда говорим? С какой интонацией говорим? Только обращая внимания на свои слова уже можно сделать допущения, а каким будет человек, который сегодня в моем доме живет как ребенок.

Далее статья известного болгарского педагога и философа Омраама Микаэль Айванхова. Он делает акцент на идее воспитания детей при помощи слова.



Какие аномалии можно наблюдать в поведении родителей по отношению к своим детям! Под предлогом, что ребенок еще слишком мал, чтобы понимать, что же происходит вокруг него, они позволяют себе произносить любые слова, любые жесты и любое поведение, не опасаясь, что это может подействовать очень неблагоприятно на психику ребенка. Так как ребенок очень наблюдателен, все в нем регистрируется, и часто некоторые нарушения в его поведении, проявляющиеся позднее являются следствием сцен или разговоров, во время которых он присутствовал, когда был еще совсем маленьким.

Многие родители недостаточно внимательны к той манере, в которой они говорят со своими детьми. Они не перестают обзывать их неспособными, лентяями и идиотами, и их дети, поддавшись внушению, гипнозу, через некоторое время становятся действительно и глупыми и неспособными. Эти родители, следовательно, не знают, что слово могущественно и действенно, и что то, что они говорят, может иметь громадное влияние на их детей. В какой-то мере родители убивают своих детей. Почему, чтобы заставить детей быть спокойными и послушными, надо угрожать им каким-то пугалом, волком, милиционером? Почему при малейшей совершенной глупости они засыпают ребенка упреками или даже проклятиями? Они не знают, что всю свою жизнь дети будут чувствовать себя под угрозой, в опасности и станут нервными.

Родителям отныне надо научиться пользоваться могуществом слова, чтобы нести добро своим детям, и я вам могу дать метод. Этот метод для матерей, имеющих совсем маленьких детей. Когда ребенок спит, мать может присесть около его кровати или взять его в свои руки и говорить ему очень нежно: > И пусть таким образом она ему говорит все, что она желает лучшего для него. Возможно, что некоторые находят этот метод бессмысленным, но те, кто знает великие законы вселенной, меня одобрят, так как они знают, что слово всемогуще. Даже если в этот момент ребенок ничего не понимает, слова матери зафиксируются в подсознании и будут работать на него в направлении, выбранном для него матерью.

усть матери делают это каждый день, каждый вечер и даже по ночам. Пусть они говорят со своим ребенком, нежно лаская ему головку, о всех силах, качествах и добродетелях, которыми он должен обладать и которые он попозже разовьет в себе: он будет счастливым, большим, великим, он станет существом исключительным. И пусть матери произносят только самые поэтичные и самые прекрасные слова. Обычно, чтобы воспитывать своих детей, ждут момента когда дети будут способны к разумному пониманию. И тогда ребенку начинают давать всякого рода объяснения и думают, что это и есть воспитание. Объяснения никогда не имеют большой педагогической ценности. В педагогике единственный действительно эффективный метод -- это пример. Покажите конкретно детям, что они должны делать, сделайте это перед ними, и ничего больше не надо объяснять. Покажите им, как надо умываться, как надо чистить себя, как надо наводить порядок, как надо готовить еду... Дети -- это как маленькие обезьянки: когда они видят, как вы что-то делаете, они обязательно это повторят.

И теперь кто-то мне говорит: > Если вы ждете, чтобы все увидеть и понять, и только потом начать это исполнять, вы будете ждать веками, а за это время ваш ребенок станет негодяем. Отправляйтесь теперь к себе и занимайтесь вашим ребенком, потому что на вас лежит великая ответственность.

И самое прекрасное, что в тот момент, когда вы произносите эти магические слова для вашего ребенка, из вашего сердца и вашей головы будут излучаться самые великолепные цвета и даже некоторые светлые существа, притянутые и тронутые всей этой красотой, решат остаться рядом с вашим ребенком, чтобы работать на него. Итак, пусть матери говорят со своими детьми, даже если они спят, даже если они ничего не понимают. Некоторые скажут, что они говорят со своими детьми мысленно. Но этого недостаточно, так как существует большая разница между мыслью и словом.

Почему словом? Разве мысль сама по себе не очень могущественна? Могущественна, только мысль без слова -- это как, если бы вы написали на бумаге какие-то обещания, взяли на себя какие-то обязательства, но не поставили внизу вашей подписи. Пока вы не подписались, обещания не имеют никакой цены. Вы можете декларировать, обещать или завещать все, что угодно, но без вашей подписи никто не примет всерьез ваши документы. Перед лицом общества только подпись чего-то стоит. И так же в духовной работе, слово -- это как подпись.