В каких случаях нужно проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений в речи ребенка? В возрасте до одного года

- у вашего ребенка врожденные пороки развития анатомических органов речи: расщелина губы и нёба (в просторечии «заячья губа» и «волчья пасть»).

В возрасте от одного года до полутора лет

- не появилось ни одного осмысленного слова;

- не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя;

- испытывает затруднения с пониманием вашей речи, когда не видит ваших губ;

- не говорит и не использует жесты и мимику как доступные ему средства общения;

- вокализует, у него появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми;

- одновременно с началом речи наблюдаются признаки заикания (ребенок делает вынужденные паузы и остановки, запинается, повторяет слова, во время речи у него нарушается дыхание в виде судорожного вдоха, всхлипывания);

- говорит «гнусаво», с носовым произношением.

Во всех этих случаях нужно незамедлительно обратиться к логопеду — специалисту по нарушениям речи у детей. Развитие речи ребенка в раннем возрастеРазвитие речи ребенка

Что могут сделать родители для развития речи ребенка на ранних этапах? Во-первых, очень важно установить эмоциональный контакт с малышом.

Для этого:

- как можно чаще старайтесь ловить взгляд ребенка;

- привлекайте внимание малыша, используя:

- неожиданные и утрированные выражения лица;

- перемену интонации, пение;

- покачивание головой;

- потребность ребенка имитировать мимику взрослого (корчите другу рожицы);

- погремушки, которые привлекают взгляд ребенка;

- яркие игрушки (проведите игрушкой перед глазами малыша, привлекая внимание, и протяните ему игрушку);

- два предмета на выбор (предложите ребенку, например, погремушку и расческу и посмотрите, что он выберет). Поговорите с малышом о том предмете, который ему понравился.

- Разговаривайте с ребенком медленно и четко, выделяя голосом то слово, которое вы хотите, чтобы он запомнил. Медленная речь взрослого дает возможность малышу «переработать» услышанное.

- Говорите с малышом пока только о том, что происходит «здесь и теперь»

- Говорите достаточно громко, следите за правильностью вашего произношения.

- Играйте в «разговор по очереди»

Установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и, если он начал вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию. Если же вокализация малыша сложна для воспроизведения, можно использовать реакцию удивления: «Правда? Неужели?» — говорите вы малышу, как будто звуки, которые он произносит, и вправду имеют для вас большое значение. Поощряйте желание ребенка говорить.

- Используйте прием «параллельного разговора» или «ритуал называния»

Следите за направлением взгляда малыша. Когда он посмотрит на какой-то предмет, ваш «параллельный разговор» об этом предмете поможет ребенку запомнить его название и понять значение этого слова.

- Совершайте с ребенком экскурсии по дому, как можно раньше научите его показывать пальчиком на тот предмет, который его заинтересовал, а сами называйте этот предмет. Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые осуществляет ребенок, например: «Дима ест кашку! Ам! Вкусная каша!» Такое «называние» способствует быстрому росту словарного запаса ребенка.

- Начиная с шестимесячного возраста, обязательно читайте малышу книжки и показывайте картинки.

- Поощряйте малыша брать на себя инициативу в разговоре и получать от этого удовольствие.

- Используйте прием дополнения и развития мысли Когда малыш начинает говорить отдельными словами, взрослые обязательно должны дополнять сказанное, тем самым стимулируя появление следующего этапа развития ребенка — фразовой речи. «Ки!» — говорит ребенок, указывая на кошку, а взрослый до­говаривает за ребенком, превращая сказанное в предложение: «Да, это киса. Киса говорит “Мяу!”»

- Прием «объяснения»

Начинайте пользоваться этим приемом, когда ребенок учится запоминать, например, названия цветов. «Вот помидор. Он красный. Мячик тоже красный. Оба они красные». В дальнейшем этот прием пригодится вам для того, чтобы дать ребенку информацию о планировании, начале и окончании действия: «Сначала мы покушаем, потом оденемся и пойдем с тобой гулять», — говорит мама, рассказывая малышу о последовательности событий, которые будут происходить в ближайшее время.

Прием вопросов и ответов

Развивающие игры с ребенком

Сначала, задавая вопрос: «Что это?», побуждайте малыша ответить, употребив знакомое для него слово. Затем, задавая этот вопрос, показывайте на другие объекты и называйте новые слова.

- Прием «лесов» (подпорок)

Существуют специальные речевые игры: «Гуси-гуси», «Сорока-сорока», «Каравай-каравай», благодаря которым ребенок сначала запоминает весь стихотворный ряд игры. Затем взрослый сознательно пропускает, например, последнее рифмованное слово в строчке, чтобы ребенок его озвучил. Взрослый: «Гуси, гуси», ребенок: «Га-га-га».

Таким образом взрослый обучает ребенка в игре, которая является «подпоркой», помощью малышу в развитии его умения общаться.

Вы можете использовать этот прием, опуская последнее слово в строчке, когда будете учить стихи, а также договаривая слово в контексте фразы: «И вот из будки появился лохматый, маленький...» («Щенок», — договаривает ребенок, глядя на картинку.)

- Пойте малышу песенки, поощряя его подпевать и тем самым запоминать новые слова

- Старайтесь совершать с ребенком целенаправленные «экскурсии», на которых вы будете знакомить его с новым для него понятием, объектом, а следовательно, и словом. Сначала, пока малышу еще не исполнился год, это может быть «экскурсия» во двор, где вы покажете ему птичку, кошку, листик, одуванчик и т. п.

- Не перегружайте ребенка чересчур сложными словами и фразами.

В погоне за обогащением речи малыша не забывайте о том, что говорить с детьми нужно просто, на «доступном» для них уровне.

Нужно ли сюсюкать?

Ответ на этот вопрос прост — всему свое время. Всем педагогам знакомо понятие «детская речь» («baby talk»), или «язык няни», как его принято называть во многих странах.

Всем нам при виде крохотного создания хочется использовать уменьшительно-ласкательные формы слов. Именно поэтому мы произносим «носик», «ручка», «ротик». Когда малыш начинает говорить, мы, невольно подражая и помогая ему, сами начинаем употреблять: «Бах!», «Ам-ам!», «Ни-ни», «Ко-ко». Сами того не осознавая, мы развиваем этим приемом речь малыша.

Ведь мы обучаем его именно тем формам слов, которые ему доступны. Такой язык не вреден, а необходим малышу. По мере того как произносительные возможности ребенка будут развиваться, он сам будет переходить к более сложным формам слов, отказываясь от подобных звукокомплексов, и тут нужно будет вовремя остановиться и начать говорить с ребенком более «взрослым» языком.

Из книги Олеси Жуковой «Уникальная методика развития ребенка»