Мы уже говорили о детских коллективах и трех группах детей, по отношению к этому самому детскому коллективу:

1) те, которые ни с кем и никогда не делятся ни при каких обстоятельствах

2) те, которые готовы поделиться совей конфетой, но при условии, что этот жест будет оценен другими

3) те, которые делятся своими конфетами просто потому что им приятно это делать.

Согласно мнению профессиональных психологов, которые разработали эту «градацию» на основе множества тестов и экспериментов с группами детей, дети третьей группы – гораздо более детей из двух первых групп расположены к сотрудничеству, и им легче общаться со сверстниками в коллективе.

Однако наш совместный опыт в семейном лагере «Счастливый дитенок» этим летом поставил под сомнение эти выводы. Единственный мальчик, которого можно было причислить к третьей группе, имел самые большие проблемы с общением в коллективе.

Почему такое произошло? Неужели в современном обществе дети третьей группы остались в таком меньшинстве, что им, готовым поделиться с каждым своим последним куском, в более агрессивном окружении их способность идет только во вред?

Не хотелось бы в это верить. Мне кажется, способность замечать других, их успехи, их желания, делиться с ними конфетами и помогать им выполнять задания старших – это только одна грань отношений ребенка и мира. Другой гранью обязательно должно являться осознание себя, своих желаний и целей, и умение соотносить их с желаниями и целями других участников коллектива. А вот этого не умеет почти никто…

Другой тест, который мы в игровой форме проходили в нашем семейном лагере, показал, что практически у всех детей в заезде – завышенная самооценка. Детям предлагалось изобразить себя на лестнице из 10 ступенек, на самом верху которой живут «самые лучшие дети на свете», а на последних ступеньках – «самые плохие». По мнению разработчиков этого тесте нижние три ступеньки – если ребенок изображает себя там - это сигнал родителям и воспитателям о исключительно заниженной самооценке. А верхние три ступеньки – такой же сигнал к самооценке неоправданно завышенной.

Почти все дети изобразили себя на этих трех самых высоких ступеньках, включая и мальчика, условно отнесенного нами к третьей группе! О чем это говорит?

Как в раз в младшем школьном возрасте или в возрасте самых старших дошколят формируется новое понимание себя в окружающем мире для ребенка. Если с рождения любой дитенок уверен, что мир крутиться вокруг него и вообще лично для него создан и придуман, то к возрасту 6-8 лет приходит постепенно понимание того, что на свете существуют еще и другеи люди, и что самое обидное – другие дети, которые считают так же: «весь мир создан для меня!»

Помочь пережить этот кризис – начала прощания с беззаботным детством – первая задача родителей, учителей и всех неравнодушных старших, кто оказывается рядом. Потому что человек – существо социальное – и гармоничное ощущения себя в мире других людей является залогом его будущего личного счастья. А что делаем мы? Нанимаем репетиторов, покупаем развивающие пособия – «готовимся к школе» - а про самое главное забываем: а как дитенок будет себя в этой школе чувствовать? Если он даже друзей во дворе не имеет, и играть с ними не умеет?

Мне кажется, что в те далекие советские времена, когда воспитывались сегодняшние мамы и папы, и основная ставка в воспитании делалась на коллективизм, более частым явление и психологической проблемой у детей была заниженная самооценка. Но сегодня, в мире, где на каждом углу кричит только Я, МНЕ, МОЕ – завышенная самооценка ничуть не меньшая проблема.

Приглядитесь к своему дитенку. Не дома, когда он наедине с вами, своими близкими, а где-нибудь на людях. Вообще, наблюдая свое дите в коллективе – не просто отдав сад, в школу или в лагерь на отдых, а именно оставаясь сторонним наблюдателем за действиями своего чада в коллективе ему подобных, узнаешь очень многое. Дома просто невидимое. А потом – придя домой - попробуйте попросить своего ребенка описать его сестру или брата, друга или подругу из школы или садика. Пусть ваш дитенок говорит все, что приходит ему в голову. А вы проанализируете, какие у него преобладают выражения.

Сразу скажу, что все детские высказывания можно разделить на два вида. Первый вид — «качественные характеристики другого». Эти характеристики могли носить положительный или отрицательный характер, быть внешними или внутренними, но субъектом высказываний был другой ребенок. Например: «У Наташи красные туфельки. У нее длинные косички. Она не любит спать днем. Она медленнее всех кушает. Она хорошо поет». И т.п.

Субъектом второго вида высказываний был сам говорящий. В этом случае рассказ про ту же Наташу звучал совершенно по-другому: «Она со мной любит играть. Она меня любит. Она добрая, и я тоже очень добрая. Мы обе очень добрые». Сможете сами разделить эти два типа высказываний между детьми 1,2 и 3 группы? Вот и делайте выводы… Можете высказывать их прямо в режиме он-лайн в специально заведенной теме в Клубе Продвинутых Мам и Пап вот ЗДЕСЬ:

А я прощаюсь с вами до следующего раза.

Милана Касакина