Всем известно, что в школе воспитывают на оценках.

Пятерка – хорошо, а вот двойка – не очень. Даже совсем не хорошо, потому что заставляет ребенка, получившего двойку, страдать и оставаться наедине со своими проблемами, потому что никто не старается разъяснить, что результат - это не самое главное в жизни , главное кем ты становишься в процессе достижения отличного результата, и что предлагаешь взамен за высокий бал и высокий рейтинг.

Несколько дней назад произошла у нас с дочерью такая история.

Сижу я в коридоре музыкальной школы и жду свою маленькую ученицу . Возвращается . Недовольная.

- Что случилось? –спрашиваю.

- Л.П. поставила за гамму мне вопросительный знак.

- Ну и что? - пытаюсь прояснить ситуацию я.

- А вопросительный знак – это почти что двойка!- почти сквозь слезы пролепетала моя расстроенная таким поворотом событий дочь, которая все время учится на пятерки, но которая, впрочем, иногда позволяет себе полениться, в результате чего ей приходиться время от времени испытывать такие «потрясения».

- А что она поставила тебе за этюды, которые мы учили вчера? - не унималась я , потому что знала, что она точно готовила домашнее задание по музыке , так как я при этом присутствовала.

- За это поставила пятерки!

- Ну, тогда чего же ты расстраиваешься?

- Но за гамму-то – вон что получила! Не буду я вообще ничего теперь учить! обиженно заявила она.

И у меня в голове промелькнула ассоциация: на языке взрослых такая обида обычно звучит так: «Все вокруг сволочи! Мне денег не платят!»

Мы начали одеваться, а я все обдумывала, как ее лучше успокоить, и придумала.

- Знаешь, я думаю, что проблема не в том, что тебе поставила учительница, а в том, что ты хотела получить оценку за воздух ! – загадочно сказала я.

- Что это значит? - все еще хмурясь спросила она.

- А только то, что твои знания могут быть в трех состояниях : газообразном, жидком и твердом ( Это недавно я вычитала у Къела Нордстема и Йонаса Риддерстале , и что мне очень понравилось) .

Так вот, когда ты что-то знаешь, и эти знания находятся у тебя в голове – это их газообразная форма.

Если ты начинаешь с кем-то свои знания обсуждать - это их жидкое состояние.

Если они воплощены в продукт или услугу, что является результатом применения способности что-то делать - это их твердое состояние.

Вот и представь, что когда ты научилась играть два этюда, ты превратила свои знания в два « кирпича» и понесла их своей учительнице. За них она поставила тебе две пятерки, т.е по сути дела дала тебе два «пятачка».

Вот и представь, что она за свою работу отчитывается.

Представь, что директор школы дал ей какое-то количество пятерок - «пятачков» в обмен на то, что на академическом концерте она сможет «построить здание из «кирпичей» знаний своих учеников, т.е. ее ученики смогут сыграть там музыкальные произведения определенной сложности.

Поэтому когда она дает тебе «пятачки», т.е. ставит отличные оценки, она их не просто так дает, она дает их тебе в обмен на «кирпичики» знаний, которые будут свидетельствовать о том, что она свою работу сделала честно и правильно.

Ты же, подготовив два «кирпича» этюдов, «пятачки» свои получила, а взамен «кирпича» гаммы предложила ей просто воздух , и обижаешься на то, что она не дала тебе «пятачок». Разве это был равноценный обмен?

- Нет ,- задумавшись, ответила моя дочь .

Такая постановка вопроса была для моей маленькой капризули , видимо, неожиданной, и она быстренько вытерла слезы.

- Так что теперь надо сделать? - теперь уже начала спрашивать я.

- Просто выучить гамму , и принести ей еще один твердый «кирпич», чтобы помочь ей построить дом, - сказала она и заулыбалась.

Вот так я не только успокоила ребенка по поводу сложившейся ситуации, но и попутно объяснила ребенку суть концепции рыночного обмена.

И мне кажется , что некоторым взрослым, которые любят жаловаться на то, что им не платят , или платят мало такое объяснение тоже не помешало бы.

Ведь если они продолжают искать виноватых, то только потому, что не знают, за что платят деньги, и что они меняют в обмен на них ?

Может, просто на «воздух»?

Галина Острикова