Третья четверть – самая длинная и самая сложная для школьников. Как справиться с усталостью и не заболеть?

Уже дважды в этом месяце мой сын-третьеклассник плакал по утрам: «Не хочу идти в школу, устал, дай мне денек побыть дома».

Конечно, он устал, а впереди еще целый месяц этой длинной-длинной третьей четверти. Он теперь долго раскачивается, прежде чем сесть за домашнюю работу, вздыхает, перебирает бумажки, карандаши, никак не может сосредоточиться... Утром он перестал завтракать. В пять часов вечера начинает зевать и говорит, что уже хочет спать...

Может, и правда дать ему денек отдохнуть? Но как вспомню свои сложные отношения со школой... Зачем мне разбирательства, почему ребенок прогулял? Зачем мне еще тут нервотрепка? Поэтому я строго призываю сына не ныть, собираться и потерпеть немного до каникул.

Но тут я случайно разговорилась с нашим участковым педиатром, и она убедила меня, что я неправа. Есть, оказывается, даже такой диагноз – «синдром третьей четверти». Вялость, апатия, плаксивость… – все это его признаки. Но справиться с этой болезнью можно домашними средствами, не прибегая к помощи врача.

Прислушайтесь к недельному биоритму. Самая большая усталость наваливается на детей в четверг. В тех школах, где грамотно составляют расписание, в четверг – самые легкие уроки. И объяснений нового материала, и контрольных обычно не бывает. Поэтому, если чаду совсем невмоготу учиться, разок-другой не ходите в школу именно в этот день недели.

Но оставаться дома – не значит весь день лежать перед телевизором или играть на компе. Лучше выспаться и погулять. Хорошо в дополнительный выходной сходить в бассейн, в фитнес-клуб или провести день в движении на воздухе.

За день пропуска медицинскую справку в школе не потребуют, достаточно объяснительной записки от родителей.

Снизьте интеллектуальную нагрузку. Если можно, отложите на время дополнительные занятия иностранными языками, математикой, шахматами…

Не ругайте ребенка за плохие отметки, за кое-как сделанные уроки. Отдохнет – учебу нагонит.

Больше двигайтесь и больше спите. Посмотрите, остается ли у ребенка время на активный отдых – прогулки, занятия спортом или танцами? Физиологи говорят: школьник легче выносит учебные нагрузки, если много двигается. Пройти, пробежать, проскакать ученик младших и средних классов должен около 7 км в день. Гулять в идеале – 3 часа (!) в день. Не получается столько в будни? Уезжайте за город на выходные.

А сколько ваш наследник спит? Должен не меньше 9-10 часов.

Налегайте на свежие фрукты и овощи, свежевыжатые соки. Если не пьете аптечные витаминные комплексы постоянно, попить их надо хотя бы сейчас, в начале весны.

Мясо и рыба ребенку тоже нужны – белки стимулируют работу мозга. А вот сладкую выпечку ограничьте, не нагружайте печень и поджелудочную, это снижает и без того ослабленный усталостью иммунитет.

Проверьте артериальное давление. У некоторых детей, чаще у девочек, из-за перегрузок оно может подняться. Норма верхнего показателя для младшеклассника – 80-100 мм рт. ст. При повышенном давлении учебные нагрузки надо срочно снизить и больше гулять. При пониженном – плюс к этим рекомендациям ребенку можно давать по утрам несколько капель настойки лимонника, женьшеня или элеутерококка.

Пропейте курс глицина: 1 таблетка утром, 1 таблетка вечером в течение 25 дней. Это аминокислота, которая образуется в клетках головного и спинного мозга. Она резко расходуется при интенсивных умственных нагрузках. Глицин поможет концентрировать внимание, улучшит память, снизит раздражительность.

И держитесь, скоро – весенние каникулы!

Признаки школьной усталости:

- Ребенок долго не может заснуть вечером, а утром его не добудишься.

- Стал плаксив и обидчив. Или излишне подвижен, возбужден.

- Плохо ест.

- Только вроде справились с простудой, как опять заболел.

Рекомендуется:

Лечебные игры. Успокоиться, расслабиться, снять нервное переутомление ребенок может игрой.

- Налейте в ванну теплую воду и запустите туда ребенка вместе с игрушками. Это необязательно должны быть корабли или резиновые звери. Дети с огромным удовольствием играют любыми предметами, в которые можно набирать воду. Так что половинка мыльницы и губка тоже подойдут. Можно добавить в воду отвар успокаивающих трав или морскую соль. Надо только время от времени подливать горячую воду, поскольку она быстро остывает. - Можно играть в «водные» игры и в раковине умывальника, и в тазике, который вы поставите на табурет в кухне. Психотерапии здесь, конечно, меньше, а разлитой по полу воды – больше. Но успокаивающий эффект это занятие все равно дает. - Поставьте в игровой уголок ребенка тазик с песком. Песок, конечно, предварительно нужно промыть. Сделать это просто: засыпали в тазик, залили водой, прополоскали, воду слили. И так несколько раз. Когда песок подсохнет, по песчаным барханам смогут взбираться солдатики ЛЕГО, а на песчаных дорогах буксовать автомобили. Не бойтесь, песок – довольно «чистая» грязь. Он легко вытряхивается и выметается и в этом отношении гораздо удобнее, например, пластилина.

Ребенок должен иметь «узаконенные» способы, которыми он мог бы выразить свое раздражение, злость или обиду. Пусть «убивает» подушку (на Западе для этих целей из подушек и свернутых одеял принято делать специальных кукол – «Бобо»), рвет бумагу, топает ногами. Помогите ему выплеснуть свой гнев и не разрушить все вокруг.

- Агрессивные игры, если агрессия проявляется в символической форме и не приносит никому реального вреда, запрещать не стоит. Ребенок может на листе бумаги разыграть целое сражение с пулеметными очередями, взрывами и окровавленными трупами. Может «убивать» своих героев в автокатастрофах. Может «заставить» Барби разбиться на лошади, утонуть в море, погибнуть в зубах акулы. Какими бы жуткими ни казались со стороны подобные игры, тревожиться не стоит. Особенно если ребенок начинает играть, будучи раздражен, обижен, в плохом настроении. Беспокойство оправданно, если сюжеты навязчиво повторяются. В этих случаях стоит обратиться за советом к психологу. Но просто запретить агрессивную игру нельзя. - Дети любят возиться, бороться, бегать, визжать. Немногим взрослым доставляет удовольствие наблюдать это. Но, если у ребенка появляется подходящая компания для подобных развлечений, не старайтесь побыстрее усадить ее перед телевизором.

Папам и мамам полезно время от времени устраивать «борьбу» со своим ребенком. Этим вы доставите ему огромное удовольствие. А что лучше снимает стресс?