Речь – это вторая сигнальная система, отличающая нас, по словам великих ученых, от животных. В нашем человеческом мире речь напрямую связана с мышлением: некоторые люди мыслят картинками, а некоторые словами. Родившемуся малышу предстоит жить именно в этом мире, мире слов и звуков, в мире человеческой речи.

Очень важно использовать речь для успешной адаптации к жизни в обществе: разбираться в эмоциональных оттенках, понимать юмор и сарказм – все это придет к вашему младенцу со временем. А сейчас – осваиваем базовые знания.

Большую часть эмоций только что родившийся челочек получает от взрослых. Особенно позитивных. Негативные эмоции – это все прерогатива животика. А вот мама – это покой и уверенность, мама приходит и уже не так больно. Именно маме предназначена первая улыбка, именно с мамой малыш начинает общаться посредством «агуканья» и «гуления».

Начинайте разговаривать с ребенком сразу после рождения. Вот прямо сразу. Все эти вопросы, которые раньше вас раздражали «А кто это у нас такой маленький?», «А кто это у нас такой красивенький?» теперь имеют смысл, который подтвержден многочисленными исследованиями. Цель таких вопросов – их ответ. Сами задаете вопрос – сами отвечаете. «Это Саша у нас такой маленький», «Это Соня у нас такая красивенькая» - такие формы помогают ребенку осознать себя как личность, отдельную от мамы.

Звуки родной речи показывают ребенку саму речь и ее существование как элемент, необходимый для успешного общения. Хотя общаться можно и мимикой – что ваш малыш и будет с удовольствием делать практически сразу после рождения, обращенная к нему речь знакомит его с самой речью. Извините за тавтологию. Ранние разговоры с малышом дают мощный стимул к развитию вообще мышления, показывают необходимость речи как элемента общения.

Когда малыш начнет произносить первые звуки вы этого, поверьте, не пропустите. Поддержав кроху в его стремлении общаться, откликаясь на его «агу» своим «агу-агу, мое солнышко», «агу-агу, мамина лапушка» вы даете ему признание того, что он звуками может влиять на этот мир. Что мама придет не только на плач, но и на слова. Таким простым и забавным общением вы закладываете способность к коммуникации, если хотите – к своеобразному поиску компромиссов.

Ребенок может не хотеть играть сейчас в «игру-агуканье». Это когда вы говорите «агу», а карапуз вам отвечает своим «агу». Он может быть уставшим, пребывать в плохом настроение и так далее. Не давите – малыш, даже самый маленький, имеет право на молчание. Но когда крохе захочется поиграть с вами – откликайтесь и повторяйте за ним звуки. Так многие мамы находят искренне удовольствие в получасовом повторении «у-ба», «ба-ба», «уху» и других младенческих звуков. Не отказывайте и вы себе в этом.

Ходите с ребенком по квартире, показывайте и называйте предметы. Это стол, а это – стул, а это – ваза. Не забывайте о потрясающей игре в звуки животных – кто говорит «мууу», а кто говырит «мяу» - демонстрируйте эти звуки сами, показывая на картинки и сопровождая небольшим рассказом о том, кто такая корова и где она живет и что кушает и как говорит.

Развитию речи способствует и «корченье рожиц» у зеркала – так работают мимические мышцы лица и малыш учится владеть ими осознанно. Поиграйте в различные рожицы, одобряйте успехи вашего малыша. Закусывайте губы, надувайте щеки, показывайте друг другу язычок и следите за тем, как это выполняет ваш малыш. Только не делайте это быстро – рожица должна быть медленной и состоять из малого количества «элементов», которые сможет повторить ваш малыш.

Помните, что развитие малыша в первый год происходит постоянно. И именно про младенцев говорят, что они растут не по дням, а по часам. Так что от вас, мама, и зависит, сколько информации малыш получит в первый год, как быстро он научится ее переваривать, и каким объемами этой самой информации он будет потом легко и непринужденно оперировать во взрослой жизни.

Александра Постышева