Возраст – понятие цельное. Это вам не эфемерное философское представление о любви. Возраст – это количественное (то есть абсолютное) понятие, и этап в формировании психического и физического развития ребенка.

Каждому возрасту соответствуют свои особенности – при чем это и уже имеющиеся особенности и особенности приобретаемые. Детский возраст служит показателем развития ребенка, точнее, возраст в совокупности с другими данными, показывает и мамам и врачам как развивается ребенок: здоров ли он, какие имеет склонности и предпочтения как личность и так далее.

Проблемой периодизации занимались многие ученые-психологи с мировым именем и в настоящий момент существует множество схем-периодизаций детского возраста, которые опираются на основные научные интересы своих создателей. Мы будем говорить о периодизации детского возраста по Эрику Эриксону, в каком-то смысле ученику великого Зигмунда Фрейда. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности (эпи от греч. - сверх, после, + генез - развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Его периодизация включает следующие этапы:

Младенчество (от рождения до года)

Раннее детство (от года до трех)

Игровой возраст( 3-6, 5 – 7 лет)

Школьный возраст (6 – 12 лет)

Юность (12-18 лет)

Молодость, или ранняя взрослость (18-20-35 лет)

Взрослость (35-60-65 лет)

Зрелость (60-65 лет).

Все начинается, в любой периодизации, разумеется, с рождения. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», - писал Э. Эриксон. Нас будет интересовать возраст до 6 лет, то есть первые три периода.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается не только самим существованием человека, но и обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором эта личность живет.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Формируется базовое доверие не только к миру в целом, но и к людям в частности, или же недоверие. Формирование рамок поведения с мамой и без нее.

При благоприятном варианте развития ребенок удовлетворяет свои жизненные интересы и получает внимание родителей, привыкает к нему и это внимание является для него нормальным и привычным.

При неблагоприятном прохождении данного этапа ребенка игнорируют и учат игнорировать, пренебрегают и учат пренебрегать, лишают внимания и учат лишать внимания в последствие.

Эту фаза Эриксон называет еще орально-сенсорной, и в отличие от Фрейда для него важна не сама зона, а способ взаимодействия с миром, который состоит не только в возможности получать все через рот, но и подразумевает использование прочих сенсорных систем. При нормальном ращвитии ребенок не получает так называемой сенсорной депривации. В это время. По Эриксону, появляется определенное поведение, которое можно охарактеризовать словом «вбирать», а не только получать (через рот). После прорезывания зубов, или одновременно с началом прорезывания зубов. Начинается вторая стадия младенческого возраста и способность»вбирать» становится более активной, ребенок уже может кусать.

Вот что он пишет: «Глаза, первоначально готовые принимать впечатления в том виде, как это получается само собой, выучиваются фокусировать, изолировать и «выхватывать» объекты из более смутного фона, следить за ними. Сходным образом, уши выучиваются распознавать значимые звуки, локализовать их и управлять поисковым поворотом по направлению к ним, точно так же, как руки выучиваются целенаправленно вытягиваться, а кисти - крепко схватывать». И если и эта стадия пройдена хорошо, то формируется следующее умение – взять и удержать. Заканчивается формирование этого этапа научением сидеть. В конце-концов, все эти навыки помогают ребенку осознать себя как отдельную личность, как отдельного индивида.

К концу первого года малыш сталкивается с кризисом того, что фрейд называет эго-идентичностью. Общее напряжение ребенка из-за прорезывание зубов, осознание себя как отдельного индивида, ослабление связи с матерью. Кризис этот легче преодолеть, если у ребенка сформировано понятие о базовом доверии к миру и к маме в частности.

Признаки того, что этот период пройден успешно следующие:

легкое кормление;

глубокий сон;

нормальная работа кишечника;

ребенок спокойно, без гнева и сверхтревожности отпускает мать

Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре», - подчеркивал Э. Эриксон.

Автор: Александра Постышева