Период раннего детства является сензитивным периодом для развития речи у вашего ребенка. Это значит, что именно этот возраст, в силу особенностей развития человеческой психики, наиболее подходит для того, что бы ваш ребенок обучился речи. И вся его дальнейшая речь – включая возможности ораторского искусства – основывается на этом периоде.

Если в семье говорят хорошо и много, используют богатый словарный запас, охотно общаются друг с другом - это откроет перед ребенком большие возможности в последующей жизни. Хорошо для развития речи и много, буквально часами, читать, если, конечно. Ваш малыш настроен на это. Однако, обо всем по порядку.

Следует понимать, что речь у ребенка возникает не тогда, когда он начинает копировать речевые звуки взрослых, а тогда, когда она представляет собой предметное сотрудничество ребенка со взрослым. За каждым словом вашего малыша, если мы говорим о речи, должно стоять некое понятие о предмете или о действии. Поэтому не случайно часто первыми словами ребенка являются наиважнейшие для его выживания, а значит, и развития : «мама» и «дай». Причем, если такого предмета, интересующего ребенка, нет, то слова могут и не появиться. Помните, как в анекдоте: «А что же ты раньше молчал?» - «А не было повода».

Если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, без потребности во взаимодействии с другими людьми (сначала взрослыми, потом сверстниками), у него не возникает потребности объяснить, что он хочет и чего ожидает от напарника по игре. В таком случае также слова появятся значительно позже, чем хочется маме или, тем более, бабушке.

Тут уж все зависит от психики ребенка, которая уже является личностью: потребность в общении со взрослыми и потребность в предметах, которые нужно назвать, у всех детей разная. А это два главных условия – потребность и необходимость говорить – для того, что бы ребенок заговорил.

Первые активные сова у ребенка появляются, по классическим данным, во второй половине второго года жизни. Многим мамам хочется верить, что их ребенок говорит осознанно «мама» начиная с пяти месяцев6 это не так. Подобная «речь» является скорее рефлекторным образованиям, а вовсе не осмысленной речью. В середине второго года происходит так называемый «речевой взрыв» - он проявляется в резком увеличение словарного запаса ребенка, которым он пользуется в речи и повышением интереса к самой речи.

На третьем же году жизни и далее ребенок проявляет интерес и к словам, которые обращены не только непосредственно к нему, но и к окружающим – в каком-то смысле он начинает «подслушивать» и учиться и далее речи на этой новой информации. Детки в этом возрасте начинают понимать смысл простых сказок и стихов (да-да, дорогие родители – до этого возраста дети слушали не сказку, а ваш голос, а еще раньше – ваши эмоции) и любят их слушать, зачастую по многу раз, как бы по кругу. В это же время детки сами начинают запоминать простые стишки и сказки и воспроизводят и с колоссальной точностью, нередко требуя такого же подхода и от взрослых. Так, дети могут сделать замечание взрослому о том, что там не такое слово было и «нагло» поправить его.

На третьем году жизни детки начинают делиться со взрослыми свои впечатлениями о предмете, могут рассказать о тех событиях, которые их поразили, то есть они приобретают способность говорить о тех предметах, которые не находятся в ближайшем окружении ребенка – это новое качество памяти, так отражающееся в речи. Речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится совершенно самостоятельным средством общения и мышления ребенка.

Автор: Кристина Вязовская