Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был умен и талантлив? Уверена, что большинство ответило бы на этот вопрос утвердительно.

Мы завидуем тем, чьи дети демонстрируют выдающиеся математические или музыкальные способности или, к примеру, гениально играют в шахматы… Но такое ли уж это счастье – быть родителями вундеркинда?

…В трехлетнем возрасте Павлик уже мог делать в уме сложные вычисления. Чуть позже он выучился бегло читать, в том числе и учебники мамы, которая тогда училась в университете. В пять лет Павлик научил маму вычислять логарифмы без таблиц. При помощи самоучителя освоил музыкальную грамоту и вскоре уже играл по нотам свои любимые песни. В первом классе мальчик разобрался в периодической таблице Менделеева, а в восемь лет смог решить сложную задачу из области физики. Решение показали академику Колмогорову. Тот похвалил, сказав, что в его математической школе для одаренных детей такое под силу далеко не каждому. Но взять Павлика к себе он не мог: в школу принимали только старшеклассников.

Мальчика посоветовали обучать по индивидуальной программе. Однако такой возможности у родителей не было, и они отдали Павлика в обычную общеобразовательную школу. Однако на первом же уроке математики он схлопотал единицу – ребенку на занятиях было просто скучно, и он занимался своими делами… Пришлось перевести Павлика из первого класса сразу в четвертый. Но там начались проблемы с одноклассниками: ведь он был моложе всех остальных…

В 15 лет Паша окончил школу и поступил в университет, в 18 он уже учился в аспирантуре. Учеба давалась ему легко, однако юноша так и не смог приспособиться к обычной жизни, обзавестись друзьями. Он попал в психиатрическую больницу.

Судьба у детишек-вундеркиндов складывается по-разному. У кого-то появляются признаки душевной болезни, кто-то, не сумев вписаться в общество, кончает с собой, а кто-то уезжает учиться и работать за границу. Но проблемы есть у всех, говорят психологи. Чаще всего они связаны с общением и личной жизнью. Обычные люди «гениев» просто не воспринимают, уж слишком те отличаются от остальных. Часто живут в каком-то своем мире, не приспособлены к бытовым вещам… В детстве их дразнят сверстники, в зрелом возрасте они остаются в одиночестве. Некоторым из них все же удается более-менее адаптироваться к реальности, но это требует от них невероятных усилий. Вундеркиндами были Вольфганг Амадей Моцарт, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Константин Батюшков, Андрей Вознесенский, Норберт Винер, Лев Ландау, Григорий Перельман…

Но большинство не справляется. Одна из них - известная российская поэтесса Ника Турбина. В 10-летнем возрасте девочка получила престижную международную премию «Золотой Лев». До этого из россиянок ее удостаивалась только Анна Ахматова. В дальнейшем ни карьера, ни личная жизнь у Ники не сложились. В 27 лет девушка погибла, выпав из окна…

В России довольно долго не существовало специальных систем обучения для одаренных детей. Ведь к каждому такому ребенку нужен индивидуальный подход. Лишь в 1989 г. в Москве при Психологическом институте Российской академии образования появилась лаборатория, изучающая детскую одаренность, стали появляться соответствующие учебные заведения, где с одаренными ребятишками начинают заниматься с пяти-шести лет.

Директор одного из таких лицеев Татьяна Владимировна Хромова рассказала о своих учениках. Савелий Косенко в 10-летнем возрасте написал учебник по физике, окончил среднюю школу и поступил в вуз, благодаря чему угодил в Книгу рекордов Гиннесса. В 16 лет он завершил обучение сразу на двух факультетах и уехал на учебу в США. Даниил Лантухов окончил лицей и поступил в университет, когда ему не было и 12. Еще одна ученица в 13 лет поступила на экономический факультет МГУ…

Что же советуют родителям вундеркиндов педагоги и психологи? Как помочь таким детям стать полноценными членами общества?

Во-первых, говорят специалисты, такими детьми не надо восхищаться, а надо помогать им. Если ваш ребенок относится к «особо одаренным», попробуйте найти «товарищей по несчастью» - семьи, где растут такие же дети. Не нужно принуждать вашего ребенка быть таким, как все, заставлять его дружить с обычными детьми. Скорее всего, ему будет проще отыскать общий язык с такими же, как и он.

Во-вторых, по возможности покажите ребенка специалистам, проконсультируйтесь с ними. Возможно, они подскажут, куда вам обратиться. Постарайтесь устроить ребенка в специальную школу или хотя бы организовать занятия по специальной программе. Собирайте информацию – и какие-то варианты обязательно найдутся!

В-третьих, не стремитесь создать ребенку-вундеркинду тепличные условия. С раннего детства приучайте его к дисциплине. Пообещал – сделал. Если он будет заниматься только тем, чем хочет, и только тогда, когда хочет, это сделает его несобранным. Очень много бывших одаренных детей никак не применяют свои способности в зрелом возрасте, так как им просто лень трудиться. Такого ребенка надо направлять и поддерживать, но не потакать ему. Постарайтесь ставить перед ребенком конкретные цели и приучить его добиваться их. Также проследите за тем, чтобы он занимался спортом и вел здоровый образ жизни. При интеллектуальных нагрузках это может сыграть решающую роль.