Быть в центре внимания - естественное состояние любого ребенка. С рождения малыш криком и плачем заявляет: «Я есть! Я здесь!».

Бросанием игрушек, вещей и одежды, собственным падением, кроха афиширует: «Смотрите, что я могу! Это хочу, это не буду!..» Младенчество проходит под незыблемым убеждением малыша: «Я центр вселенной». И это абсолютно верная позиция. Ребенку нужно утвердиться в жизненном пространстве, чтобы осознать себя как личность.

Убедившись, что его место в мире прочно и неколебимо, малыш переключается на изучение окружающего мира. А некоторые по привычке или иной причине, продолжают все доказывать, что они центровые личности, и всеми правдами, и неправдами пытаются тащить одеяло внимания на себя, это дети, обожающие находиться в центре внимания.

Приходя, в гости к подруге, я в течение пяти лет наблюдала одну и ту же картину. Как только мы садились поболтать, тут же сначала подползал, потом стал приходить, затем подбегал сынишка, забирался на колени, хозяйским движением высвобождал мамину грудь и присасывался к ней. Волей неволей, все внимание переключалось на этого хитрого отпрыска, и разговор потихоньку сворачивался в клубок пересказа «что тот делал, как ел, где гулял».

Дети по разному, с фантазией и большой выдумкой привлекают внимание к себе:

Куколка

Быть в центре внимания Маша имела полное право. Во-первых, внешность – ожившая кукла с фарфоровым личиком и русыми кудряшками, девочка с открытки позапрошлого века. Во – вторых, это финансовые возможности машиной семьи. «Она из богатых», - так говорили о ней в саду. Если требовалось принести картон на занятия, то у Маши даже картон был самый лучший: яркий, ворсистый. На всех утренниках семья Маши присутствовала в полном составе: мама с папой, две бабушки и няня. Дружить с Машей считалось среди девочек большой привилегией. Кто впадал в немилость, лишался маленьких подарков, в виде сказочных конфет, жвачек, наклеек и подвергался насмешкам.

На новогоднем концерте Маша как всегда исполняла главную роль. Она, танцуя, наступила на край длинной юбки, споткнулась, испугалась и выбежала из зала. Двадцать минут родители, и воспитатели уговаривали ее вернуться и закончить выступление. Две группы детей сидели и ждали, когда же уговорят Машу, не выказывая ни какого неудовольствия. Это же была Маша! Гордость всего сада!

Вторая попытка показать танец, тоже не увенчалась успехом. Маша снова запуталась в юбке и некрасиво растянулась на полу. Танец закончен не был. С девочкой случилась истерика и вечером ее отвезли в больницу. Она не смогла пережить первую неудачу. Падение на глазах у всех! В садик Маша ходить перестала. Как рассказывала бабушка, ненавистную юбку, она искромсала ножницами, маму не замечала месяц, обвиняя ее в том, что та пошила «неправильную» одежду.

Жизненные обстоятельства вынесли Машу в центр всеобщего внимания. Это не было ее личной заслугой. И если представить эту девочку в иной обстановке, где никому не ведомо о ее дружной обеспеченной семье, сможет ли Маша оставаться в центре внимания и доказать окружающим, что она сама по себе яркая личность? А если нет, можно только догадываться, каким стрессом будет это для девочки, когда она осознает, что без родительской поддержки и опеки, она никто. Маме с папой стоит задуматься, как воспитать дочку самостоятельной и независимой личностью. Нужно научить Машу не только одерживать победы, но и достойно переносить поражения.

Пиявка

Оля умудрялась оставаться лучшей подругой Маши, несмотря на своевольно-капризный характер той. В отличие от подруги, Оля работала на отрицании. У нее не было того, что было у Маши, и она умудрялась на этом «сколотить» себе особое положение. «У меня же этого нет», - говорила она, беззастенчиво беря чужие вещи. Если кто-то увлеченно что-то рассказывал, Оля безапелляционно разворачивала рассказчика к себе со словами: «Рассказывай мне. Я там не была. Я этого не видела». Она обожала набиваться в гости, носить чужие вещи, выклянчивать игрушки, не стесняясь, присасывалась к тем, кто что-то мог или имел, и легко оставляла «нового» дружка или подружку, если тот «выходил в тираж».

Дети позволяли Оле быть в центре внимания по разным причинам: кто-то ошалевал от ее наглости, другие не связывались с ней, считая чудаковатой, некоторые, не воспринимали ее всерьез или не замечали. Все терпели ее, как неминуемое зло и никогда не вспоминали о ней в ее отсутствие.

Что следует предпринять родителям Оли, чтобы при упоминании имени их дочки у ее сверстников не возникало машинально – неприятного подергивания плечами и не проскальзывала мысль: «Да, ну, ее, эту Олю»?

Родителям нужно проводить больше времени с дочкой, больше общаться, чтобы в малышке выкристаллизовалось убеждение, что она счастливая, потому что у нее есть главное – родительская любовь.

С девочкой нужно многократно отыграть упражнение: прежде чем, что-либо сделать или попросить, следует спросить себя: «А если ко мне обратились с такой просьбой, предложением, мне бы это понравилось?» Оля должна научиться ставить себя на место другого и понять, что человеческие отношения складываются из двух составляющих: прежде чем что-то взять, нужно сначала дать.

Автор: Саватеева Марина