Первые слова любого крохи вызывают искренний восторг у близких людей. При помощи своего особого языка любой годовалый малыш донесет до взрослых свою настоятельную просьбу, выкажет удивление или восторг.

Удивительно, но по мере расширения словарного запаса некоторых малышей понять становится гораздо сложнее, чем тогда, когда они оперировали несколькими понятиями. Причина тому – плохая дикция вследствие незрелости речевого аппарата, что может быть связано с целым рядом причин, начиная проблемами со слухом и заканчивая педагогической запущенностью.

Вместе с тем, грамотная, правильная и чёткая речь является одной из важнейших характеристик интеллигентного человека. В совершенстве овладев ораторским искусством, ребёнок не будет иметь проблем в школе, с лёгкостью начнёт осваивать гуманитарные науки.

Подготовка речевого аппарата малыша к безупречной работе должна начинаться уже на первом году жизни. Традиционные попевки и потешки являются прекрасным дидактическим материалом, при помощи которого можно с лёгкостью настроить артикуляционный аппарат малыша на звучание родного языка. Замечательным подспорьем в освоении сложных звуков считается пальчиковая гимнастика, которая доставляет малышам огромное удовольствие, тренирует память и улучшает мелкую моторику.

Впечатляющее разнообразие скороговорок, которые накоплены за всю историю развития нации, косвенно демонстрирует, насколько сложным является её язык для освоения, и предлагает простые и доступные пути преодоления возникающих языковых трудностей.

Отличительные особенности скороговорок – их узконаправленность. В большинстве своём каждая из них призвана отработать только один конкретный звук.

Логопеды выделяют четыре основных этапа освоения скороговорки малышами. Прежде всего, скороговорка должна быть правильно презентована ребёнку. Взрослый, который занимается с ребёнком «чистоговорением», не спеша прочитывает скороговорку, чётко произнося сложный звук и немного выделяя его при помощи интонации.

На втором этапе сюжет скороговорки следует обсудить вместе с малышом. Детям крайне сложно повторять звуковые комбинации, смысл которых им непонятен. Хотя откровенная абракадабра многим крохам кажется необычным хорошо запоминающимся логопедическим материалом.

После того, как ребёнок уяснил для себя смысл скороговорки, ему предлагается неспешно её повторить за взрослым. На первых порах можно даже напевать скороговорку на знакомый мотив. Именно напевание рекомендуется малышам для преодоления заикания.

Четвёртым и самым важным этапом занятий является многократное проговаривание скороговорок с постепенным ускорением темпа, которое позволяет довести произношение определённых звуков до автоматизма, что в дальнейшем делает речь ребёнка более чистой и чёткой.

Чтобы сделать процесс изучения скороговорок более увлекательным, можно предложить ребёнку для каждой скороговорки нарисовать тематическую картинку. Такой подход позволит быстрее запомнить текст скороговорки и совместить её изучение с творческим процессом, то есть в разы повысить продуктивность занятий.

Поскольку для оратора правильное дыхание является важнейшим условием успеха, родители должны учить малыша своевременно осуществлять дыхательные движения, набирать воздух в лёгкие в паузах и на выдохе произносить важнейшие лексические структуры.

Прекрасным развлечением для ребёнка станет многократное повторение скороговорки на одном выдохе. Можно даже устроить семейные состязания по количеству повторов, выполненных на одном дыхании. Каждый из участников соревнования должен получить по три попытки, а победитель определяется по лучшему результату.

Для того, чтобы занятия по «чистоговорению» принесли желаемый результат, необходимо уделять им несколько минут ежедневно, превратив занятия в неотъемлемую составляющую режима дня, используя их для развлечений во время стояния в очередях или неспешной вечерней прогулки.