Зачастую, просматривая тетради наших детей-школьников, мы с удивлением замечаем полное отсутствие каллиграфических навыков. Неровные, прыгающие буквы, отсутствие правильных соединений, наклона, а порою откровенная неразборчивость – все это, похоже, становится нормой не только для школьников старших классов, но и для детей начальной школы.

Давайте обсудим, реально ли в наше время иметь красивый почерк и обучить ребенка правильному письму? С самого начала обучения у детей возникают следующие трудности:

1. Трудности перехода в написании с одной буквы на другую.

2. Незнание, с чего начать написание того или иного элемента буквы.

3. Смешение печатных и рукописных букв.

4. Пропуски элементов букв, соединений.

5. Неправильная посадка школьника при письме, что приводит к усталости и снижению его внимания.

Итак, чем же мы можем помочь ребенку? Прежде всего нужно создать удобное рабочее место. Правильно подобранная мебель создаст комфортные условия для школьника, он будет меньше уставать, не будет ненужного напряжения, да и можно избежать искривления позвоночника, что стало в последнее время довольно распространенным явлением среди наших школьников.

Вы когда-нибудь обращали внимание, как ваш ребенок держит ручку? Посмотрите, приглядитесь. Все большее количество детей держит ручку неправильно, создавая себе дополнительные трудности при письме. Нужно также чередовать виды деятельности. Монотонная и продолжительная работа способна ослабить внимание не только ребенка, но и взрослого (вспомните почерк своего врача, а ведь он портится от постоянного заполнения историй болезни).

Как же помочь ребенку в формировании навыков письма? Существуют прописи-помощники, которые помогают сформировать механическую память. Это прописи копировальные – когда ребенок обводит уже написанные буквы, слоги, слова и предложения. Есть еще линейные тетради, которые разлинованы таким образом, что ребенок непроизвольно вынужден соблюдать и наклон, и высоту, и ширину буквы. Конечно, лучше выбрать комбинированный подход. Не стоит забывать, что наряду с механической памятью нам еще будет помогать и зрительная. Чем больше ребенок видит перед собой правильно написанные тексты, тем больше вероятность того, что он сам начнет копировать манеру написания.

Не стоит забывать, что наших детей ждет еще одна трудность: переход от тетрадей в узкую линейку, на тетради с широкой. По мнению специалистов, именно в этот период у детей почерк становится хуже. Как избежать этого? Ребенка нужно прежде всего поддержать. Не нужно заставлять его писать большие тексты. Умение контролировать ширину, высоту и наклон в тетрадях с широкой линейкой – само по себе испытание серьезное. Поэтому начать стоит с простейшего: написания палочек, отрабатывая их высоту и наклон. А уж потом переходить к написанию отдельных элементов, букв, слогов, слов и предложений.

Опять же, не забывайте о систематичности занятий, пусть ребенок пишет понемногу, но часто. В дни школьных каникул, чтобы ребенок не забывал, как правильно держать ручку и писать. Можно придумать свои игры – например, секретные записки, в которых каждый день ребенок может описывать что-то для него важное. Пара строк – уже небольшая тренировка! Но и вы сами должны участвовать в этой игре: оставляйте свои записки не только с указаниями, что нужно сделать, но и со словами любви и вашего отношения к маленькому человеку. Как знать, может, эти записки помогут не только в формировании красивого почерка, но и станут особыми воспоминаниями в жизни вашего малыша.

Автор: Нелли Гогус