Любому родителю, который хоть немного "в теме", совершенно ясно, что сегодня мало дать детям минимальную базу мертвых энциклопедических знаний для того, чтобы обеспечить им "путевку в жизнь", и для достижения успехов как в академическом, так и профессиональном планах, необходимо не просто вколачивать в бедные головушки наших деток знания, а развивать в них способности эти знания получать, анализировать, обобщать, синтезировать и т.д. А для этого не в последнюю очередь нужны хорошо развитые: память, внимание и умение концентрироваться, логика и абстрактное мышление.

Достаточно беглого взгляда на школьную программу, чтобы убедиться, что развитие этих навыков не является приоритетным (мягко выражаясь).

Где и как можно все это развивать? Способы есть. Но вряд ли найдется другой такой, который был бы одновременно настолько эффективным, развивал бы всю совокупность перечисленных способностей и при этом был бы настолько увлекательным, как шахматы.

Шахматы — это удивительная игра, развивающая такой широкий спектр способностей у ребенка, что постараться приобщить к ней своего ребенка необходимо каждому родителю. Тем более, что сегодня для этого существует масса возможностей: секции, книги, программы, и онлайн клубы.

Но как заинтересовать ребенка такой непростой и взрослой игрой? Как сделать так, чтобы приведя в секцию шахмат своего ребенка, не услышать: "мамочка, я не хочу, я ничего не понимаю, это ужасно скуууучно"?

Надо его просто подготовить. Развить интерес к шахматам дома, в безопасной обстановке, дать минимальную, но прочную базу и поднять уверенность ребенка в своих силах. Когда для ребенка шахматы станут привычными, когда он будет с упоением двигать фигурки, точно зная как и куда они ходят — его уже с уверенностью можно вести в группу — фундамент уже будет к тому моменту прочным и надежным.

Как именно познакомить ребенка с шахматами?

Кстати, заинтересовать шахматами совсем маленького кроху можно старым добрым Pixar'овским мультиком "Gerry's game" (Игра Гарри).

Этот оскароносный мультик вряд ли оставит равнодушным Вашего кроху, и он наверняка начнет интересоваться фигурами и доской — а тут уже Ваш выход, дорогие родители — подхватите этот интерес и развивайте!

Помните, не стоит сразу "грузить" ребенка правилами игры. Покажите ребенку фигуры. Кстати, прикупите для этой цели недорогой набор шахмат, который Вам не жалко будет отдать на растерзание, не отдавайте маленьким детям дедушкины коллекционные, они навряд ли выживут.

Позвольте ребенку играть с шахматами, как ему захочется. Расскажите про названия фигур, расскажите про историю шахмат. Побольше занимательных историй, поменьше нотаций!

Поиграйте с ребенком в такую игру: поставьте на доску одну фигуру. Попросите ребенка запомнить где она стоит. Лучше всего ставить сначала в угол, так, чтобы было очень просто запомнить ее положение. Попросите ребенка отвернуться — передвиньте фигуру на одно поле. Спросите ребенка — что изменилось. Пусть вернет ее на прежнюю позицию.

Усложняйте игру очень постепенно, НЕ ТОРОПИТЕСЬ! Важно, чтобы ребенок получал УДОВОЛЬСТВИЕ! Дайте ребенку почувствовать вкус победы.

Далее, когда ребенок освоится с перемещением фигуры на одну — две клеточки, начните усложнять: периодически менять фигуру, например, если сначала был белый конь, замените его на черного коня. Спросите, что изменилось? Справился? Замечательно!

Затем можно усложнять так: менять одну фигуру на другую, менять цвет фигур, добавлять фигуры и убирать их. Эта игра будет активно развивать у ребенка внимательность, память и за одно он освоится с названиями фигур.

Далее расскажите про то, что на доске есть вертикали и горизонтали. Чтобы ребенок лучше запомнил есть такая игра: договоритесь с ребенком, что когда вы будете командовать "вертикаль" он будет становится, а когда будете командовать "горизонталь" — ложится на ковер.

Как вариант — можно показывать руками: поднимать руки вверх на "вертикаль" и вытягивать в стороны по команде "горизонталь". Затем покажите их на доске, и обратите его внимание на то, что каждый вертикальный ряд подписан буквой (a,b,c,d,e,f,g,h), а каждая горизонталь — цифрой.

Далее расскажите, что каждый квадратик (как черный, так и белый) называется "полем" и у каждого есть свое имя, и чтобы узнать как зовут конкретное поле, надо посмотреть на название вертикали и горизонтали, на пересечении которых оно расположено.

Поиграйте в игру "Ладья вышла на прогулку": Вы будете называть поля, на которые "пожелала прогуляться Белая(Черная) Ладья", а ребенок будет помогать ей продвигаться. За одно и расскажете куда "смотрит" ладья (только по вертикали и горизонтали), что ходить она может только туда, куда смотрит. Так если она стоит на поле а1, то "смотреть" она может только вперед и вправо.

Если она стоит, скажем, на а5, то тут уже она может "смотреть" вверх, вниз и вправо. Поставьте ладью в центр доски и спросите на сколько сторон она может смотреть. Не торопите ребенка, и не давайте ему слишком быстро подсказок и правильного ответа. Пусть сам додумается, ему будет приятно, когда он найдет правильный ответ!

Далее можно ввести понятие "взятие" — нужно непременно объяснить (детям это не очевидно!), что "бить или брать" можно только фигуры противоположного цвета и никогда свои, и только если твоя фигура на них "смотрит"! Тут можно поиграть: расставить на доске штук 5-6 фигур противника и предложить ладье их "съесть".

Далее в таком же духе нужно познакомить ребенка с тем, как "смотрят, ходят и бьют" разные фигуры и пешки, где их исходные позиции; с основной целью игры, которая заключается в том, чтобы "взять в плен чужого короля", т.е. поставить шах и мат, и с основными правилами шахмат.

Ребенок, обладающий прочной "базой" будет уверенно чувствовать себя в секции по шахматам, и станет с удовольствием учится различным приемам, стратегиям и комбинациям, а главное — уже успеет втянуться в увлекательнейшую из игр, и возможно сохранит интерес на всю жизнь.

Успехов Вам и Вашим деткам!

Автор: Лукун Елена