Детский сад для малыша - очень важная ступень. Теперь рядом с ребенком будет не мама, а воспитатель, и к этому ребенка нужно заранее подготовить. С «воспитанием» детей перед детским садом поможет разобраться эта публикация.
Прежде чем вести малыша в сад, задумайтесь – почему вы это делаете. Есть ли в этом реальная необходимость для вашей семьи или вы просто наслушались советов знакомых, составилась компания?
Первый этап: решение
Его вы должны принять только сами и после тщательного обдумывания.
Малыша нельзя отдавать в садик, если...
Вы думаете, что чем раньше отдать, тем лучше он привыкнет. Действительно, полуторалетние малыши легче адаптируются, но природой заложено, что ребенок должен жить в семье. Если малыша очень рано отдают в ясли, глубокая эмоциональная связь с матерью, доверие к родителям, способность привязываться и любить могут быть у него еще не сформированными.
Вы хотите наладить его режим, умение общаться, заставить его слушаться. Сад, как и любая новая стрессовая ситуация, лишь усугубляет проблему, а не решает ее. Наоборот, научить общаться, держать ложку, верить в то, что мама придет, надо до (!) поступления в это заведение.
Родился еще один ребенок. Если вы ожидаете пополнения, отведите малыша в сад хотя бы за полгода до родов – чтобы у него было время привыкнуть. Если начало посещения сада совпадет с вашим возвращением из роддома, старший может почувствовать себя заброшенным. Дома уделяйте ему больше внимания, чаще произносите слова похвалы и любви!
Малыш находится в разгаре кризиса трех лет. Психологи считают, что ребенка нужно вести в сад либо до, либо после этого переходного этапа развития – в два или в четыре года. В три малыш начинает осознавать себя как личность и отстаивать свои права. Этому сопутствует повышенная агрессивность, плаксивость. Ребенку непросто, ему нужно ваше понимание. Если же первый переживаемый кризис сочетать с садом, где все «живут строем», его разрешение может быть негативным или затянуться.
Вы не уверены в необходимости вести малыша в сад именно сейчас или боитесь, что ему там будет плохо, скучно. Малыш «считывает» маму как гениальный психолог: Если сад для вас – необходимость и вы уверены, что детям там интересно, а все проблемы решаемы – малыш заразится вашим позитивным настроем, и адаптация пройдет хорошо. В случае вашей неуверенности или наличия разнообразных страхов все произойдет с точностью до наоборот. Вас обуревают собственные плохие воспоминания о саде, тревога, а отдавать малыша по объективным причинам все-таки надо? Начинайте с себя. По возможности, посетите психолога, пообщайтесь с мамами, чьи дети рады ходить в сад, и убедитесь, что все не так плохо, а ваш негативный детский опыт – не правило.
Второй этап: подготовка
Начинать ее нужно задолго до первого посещения сада – с правильного выбора. Гораздо легче отпускать маму, когда тебя ждут добрые тети, новые игрушки и интересные занятия, а не зловредные «воспиталки», игрушки, на которые можно лишь любоваться, и необходимость ходить в туалет по звонку. Сады Монтессори, вальдорфские, сады Ямбурга, редкие госсадики, работающие по программам «Радуга» или «Исток», – информацию о них легко найти в Интернете, и есть они почти в каждом округе.
При выборе обратите внимание на отзывы родителей, расположение (рядом магистраль или тихие жилые дома), срок существования, наличие лицензии, воспитательский состав.
Пройдитесь тихонько по группам, посмотрите, как гуляют дети – кричат на них или занимают играми? Как разбираются с конфликтами? Какой стиль наказаний воспитатель детского сада предпочитает?
При выборе сада учитывайте, что большое количество познавательных занятий (математика, язык и т. д.), особенно в младших группах, – не нужно. Для деток трех–пяти лет важней эмоциональное, социальное и физическое развитие.
Если есть возможность – поспрашивайте мам, отдавших в понравившийся сад детей, и запишитесь в определенную группу, где вам известен воспитатель – порой стоит пойти не в навороченный сад абы к кому, а в простой, но к доброй и терпеливой воспитательнице.
Помните, что в хорошие сады большая очередь, поэтому записываться надо за несколько лет!
Доверие ребенка и атмосфера в семье
– это основа основ всего, включая адаптацию к саду. Если ребенок вам полностью доверяет, он легко переносит все свои невзгоды и печали, он полностью открыт и готов делиться своими чувствами.
Достичь этого просто – надо лишь быть всегда на стороне ребенка: принимать его желания и потребности, не отмахиваться от игр с ним и вопросов, не использовать метод «кнута и пряника» как основополагающий в воспитании, не ругать, не разобравшись. Вообще постарайтесь свести поток критики к минимуму, побольше ободряйте ребенка, воспитывайте уверенность в своих силах – уверенному в себе человеку всегда легче адаптироваться очень большая нагрузка для неокрепшей нервной системы малыша, поэтому в первые полгода постарайтесь соблюдать тишину в доме (все внутрисемейные ссоры и споры желательно вынесите за пределы квартиры), реже приглашайте гостей и ограничьте будоражащие малыша впечатления (поездки в цирк, отпуск, дополнительные кружки и т. д.).
Создавайте у ребенка позитивное впечатление о садике, сделайте так, чтобы он с нетерпением ждал этого события.
Расскажите, что в сад идут не все, а он уже вырос и «удостоился чести» посещать это заведение. Сколько там интересных игр и новых друзей, как здорово всем вместе обедать за маленькими столиками! (Даже в сердцах нельзя пугать ребенка тем, что вы оставите его в саду надолго или навсегда – рискуете развить у него настоящий невроз!)
Если удастся, заранее посетите группу и территорию сада вместе с «поступающим», расскажите максимально подробно о режиме – когда малыш знает, что и когда будет происходить, он чувствует себя гораздо увереннее.
Третий этап: адаптация
Не забывайте постоянно напоминать ребенку, что вы его любите, что у него все получится!
Не торопите события, идеальным вариантом будет очень плавное приучение ребенка к садику – первые две недели можно водить на минимальное время и постепенно прибавлять к времени пребывания в группе по часу.
Даже если малыш с восторгом идет в сад, не торопитесь оставлять его там сразу же на весь день – нахождение в шумной, непривычной атмосфере в течение долгого времени может утомить ребенка и через некоторое время он откажется ходить в садик.
Если есть возможность, первое время устраивайте выходные среди недели.
Находиться с малышом в группе или нет – вопрос мнения мамы и воспитателей.
В садах типа вальдорфского присутствие родителей в группе считается нормальным и естественным, в госсадах бытует точка зрения, что нахождение мамы в группе дает ребенку ложную надежду, что так будет всегда, и мешает ему привыкать к самостоятельности. Но, если вы уверены, что ваш малыш поначалу нуждается в вашем присутствии рядом, будьте настойчивы и находите возможность добиться вашего присутствия хотя бы первую неделю.
Если ваш ребенок обладает повышенной эмоциональной чувствительностью, нервной возбудимостью и очень привязан к маме, ему будет несколько тяжелей, чем другим, привыкнуть к саду. Если вы знаете, что ваш малыш такой, не стесняйтесь просить воспитателя о более внимательном отношении к нему, расскажите, как с ним нужно обращаться – порой таким детям достаточно одного грубого окрика, чтобы желание ходить в сад пропало надолго. И именно такие малыши, из-за излишней ранимости, могут принять на себя роль аутсайдера. Ваша задача – воспитать в ребенке уверенность в себе, научить защищаться и при необходимости отстаивать свои права. Добрый, мудрый воспитатель для таких малышей особенно актуален.
Если малыш не может сдержать слез при расставании (зачастую они все равно неизбежны), ни в коем случае не раздражайтесь, не ругайтесь и не пытайтесь подкупить малыша конфетами или игрушками. Попробуйте с ним договориться: поддержите его, сказав, что вы понимаете, как ему горько и одиноко, но это пройдет. Объясните, что всем малышам поначалу бывает немного грустно, и он не один такой.
Расскажите, зачем ему нужно ходить в детский сад и что вы сможете купить с ним на те деньги, которые заработаете, пока малыш будет в саду.
Подарите малышу часики и объясните, что когда стрелочка подойдет к этой цифре, вы за ним обязательно придете.
По дороге в садик не зацикливайтесь на просьбах не плакать, а отвлекайте малыша разговорами, сказками и т. д.
Возможно, первое время, если вы очень переживаете при виде слез, малышу лучше ходить в сад с кем-то из близких, кто более спокоен и сможет и ему внушить уверенность.
Встреча вечером тоже должна быть радостной. Не забудьте: вечером ребенок очень нуждается в вашем внимании и тепле – ведь он целый день был без вас! Несмотря на ваши взрослые проблемы и усталость после работы, хотя бы час в день полностью посвящайте играм и разговорам с ребенком. И мультики не считаются достойной заменой!
Если домашних дел совсем невпроворот – разделите их с малышом: и еду приготовите, и с ним по душам поговорите. Помимо того, что это общение нужно малышу, оно необходимо вам как единственный способ понять, как ваш малыш переживает перемены.
Один из хороших способов – периодически играть с малышом в садик. Возьмите несколько кукол или зверей и попросите малыша выбрать роль: его самого, нянечки, друга по группе. Всмотритесь, как ведет себя малыш в той или иной роли, что говорит. Ругает ли его воспитатель или ласков? Сидит ли мишка – прообраз ребенка – один в уголке или играет вместе со всеми? Плачет или смеется? Именно в игре вам будет легко получить объективную информацию о том, что происходит с ребенком в саду – ведь он будет воспроизводить реальные события. Такие игры зачастую единственный способ узнать что-либо – далеко не все дети могут и хотят поделиться и даже отследить свои чувства.
Если ваш малыш из таких молчунов, попробуйте давать ему с собой игрушку, а вечером расспрашивайте, что игрушка делала в садике, хорошо ли ей было и т. д. (Естественно, что на игрушку ребенок проецирует себя.)
Вне сада давайте ребенку возможность выполнить то, чего ему не хватало в саду. Как правило, в саду дети вынуждены жить в одинаковом ритме. Активных малышей будут останавливать, а медлительных подгонять. Поэтому дома у ребенка должна быть возможность побыть самим собой: выплеснуть накопленную за день энергию или наоборот – часами катать машинки. Пусть подобное времяпрепровождение кажется вам не очень развивающим, но, по-видимому, именно так ваш малыш отдыхает и ощущает себя в безопасности.
Многие родители начинающих детсадовцев жалуются на повышенную агрессивность, капризность или регресс навыков и умений малыша. И то, и другое является нормальным явлением, сопутствующим адаптации, и при правильной реакции постепенно проходит. В такие моменты старайтесь быть спокойными, терпеливыми, объясняйте, а не ругайте. Не забывайте, что обстановка в доме должна быть максимально спокойной, комфортной. Не меняйте ничего в распорядке дня, обстановке и т. д. – сейчас как никогда ребенок нуждается в знакомом, а значит, безопасном ходе вещей. Не стоит обсуждать при нем волнующие вас проблемы, особенно – проблему привыкания к садику. Старайтесь максимально расслабить малыша – вместе слушайте музыку, гуляйте, купайте егов отварах успокаивающих трав. И помните, что заложить фундамент хороших взаимоотношений вашего малыша и социума – вам по силам!
Автор: Татьяна Поляк
Развитие
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Детский сад: воспитатель вместо мамы
Оригинал
krokha.ru