В шестидесятые годы модно было воспитывать детей по Споку. Не редко нынешние молодые бабушки говорят, что они растили по доктору Споку своих детей. В семидесятых-восьмидесятых годах появляется мода на раннюю интеллектуализацию, начало ей положил знаменитый Глен Доман, основатель Института развития ребенка в Филадельфии.

Затем, под влиянием четы Уильяма и Марты Сирс, авторов книги «Ваш ребенок» (издатели назвали ее новой «Библией» для родителей девяностых годов), многие родители тяготели к так называемому естественному стилю воспитания. В наше время количество книг и авторов на тему кормления и воспитания малышей настолько велико, что и вовсе несложно запутаться.

А теперь представьте себе молодую маму, старательно законспектировавшую тот или иной педагогический фолиант и сверяющую каждое свое действие с «буквой закона». Скажете, крайность? Увы, она не так далека от реальности.

Какие же педагогические авторитеты владеют нашими умами и сердцами?

В жестком режиме

Начнем с доктора Спока – врача-педиатра, который для своего времени выглядел очень либеральным. Спок не был психологом, хотя почему-то в его педагогических идеях часто выделяют именно психологический аспект. Справедливости ради отметим, что, проповедуя четко организованный режим, Спок постоянно пользуется определениями «примерно», «разумно» и пр. При этом «мягкость» Спока предполагает, что ребенок не должен часами плакать в ожидании пищи. В книге «Ребенок и уход за ним» доктор формулирует следующее правило кормления грудного младенца:

«Если ребенок сильно плачет больше 15 минут и прошло больше двух часов со времени последнего кормления или меньше двух часов, но после такого кормления, когда ребенок съел очень мало, то покормите его. Если он удовлетворен и снова уснул, вы нашли верный ответ. Если прошло меньше двух часов после нормального кормления, вряд ли плач объясняется голодом. Пусть поплачет 15-20 минут, если вы способны это выдержать, или дайте ему соску и посмотрите, не уснет ли он снова. Если он плачет сильнее обычного, нет ничего плохого в том, чтобы покормить его».

Уф! Ну так, дочитали? Не правда ли, похоже на алгоритм компьютерной программы с жестким следованием? Давайте попробуем выяснить, что значат для младенца 15-20 минут крика, которые Спок предлагает выдержать, если время кормления еще не наступило.

Первые впечатления

Пока малыш находится в материнском чреве, ему абсолютно комфортно, не нужно ни о чем заботиться, ничего просить, ему никогда не бывает голодно, холодно и жарко. Но вот ребенок родился, и его первая встреча с внешним миром – тяжелое потрясение. Малыша в этом мире встречает холод, боль, яркий свет. Первый крик, которого все так ждут и который свидетельствует о нормальном рождении нового человека, для самого ребенка связан с сильной болью и потому совсем не радостен.

Представьте, например, что прохладным вечером под резким, пронизывающим ветром вы выходите из теплого ласкового моря. Не самые приятные ощущения? У новорожденного они значительно сильнее. Ведь расставшись с родным, уютным «домиком», пройдя невероятно сложный путь рождения, малыш попадает в мир, где все слишком ярко, слишком громко, холодно, да еще и больно оттого, что разворачиваются легкие.

В педиатрии понятие «родовая травма» связывается с определенной патологией рождения. Но существует и психологическое понятие родовой травмы, которая присутствует у всех детей и не связана с какой-либо патологией, однако свидетельствует о том, что первая встреча с миром для ребенка в той или иной мере травматична.

Здесь и сейчас

Единственное утешение в этой ситуации – мамино тепло, молозиво, которое как установлено, похоже по вкусу на околоплодные воды. У новорожденного еще нет представления о времени, он ничего не знает о последовательности событий. Если крохе хочется есть, это должно произойти «здесь и сейчас». Ему пока не известны никакие режимы, время кормления, идеи педиатров о том, «как это должно быть».

Малыш знает только то, что ему сейчас этого хочется. Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вам было плохо и хотелось получить поддержку от близких? Представьте, что вы подходите к мужу и просите обнять вас и поцеловать, а он говорит в ответ: «Время еще не подошло. Поцелую тебя только в четыре часа, а пока потерпи дорогая!» Смешно и горько одновременно…

Для младенца первые крики – это крики отчаяния, и очень важно, чтобы мать их услышала. Ребенок должен быть уверен, что вы всегда готовы прийти к нему на помощь. Если будете внимательно прислушиваться к крику, то вскоре поймете, что он может быть разным – требовательным, жалобным, недовольным. Так ребенок сообщает маме о своих потребностях: он хочет есть, спать, общаться, пора сменить памперс или штанишки и т.д.

Известный психолог Э. Эриксон пишет, что в грудном возрасте разрешается конфликт базисного доверия или недоверия к миру. Что окажется сильнее? Если вы чутко прислушиваетесь к потребностям малыша, у него вырабатывается определенный стереотип поведения: если я позову маму, она придет, я могу доверять ей. Но это произойдет только в том случае, если мама обращает внимание на призывы своего конкретного чада, а не среднестатистического ребенка определенного возраста, существующего лишь в пособиях по педиатрии.

Четырехчасовой перерыв между кормлениями, возможно, подходит для одного малыша, но не допустим для другого. А за 10-12 минут, которые доктор Спок объявляет оптимальным временем для продолжительности кормления, ребенок может успеть вкусить молока, но не успеет насладиться близостью матери, получить удовольствие от сосания, почувствовать себя защищенным, спокойным, счастливым. Детям разных темпераментов нужен различный ритм еды. Если маленькому флегматику удобно есть через 3,5-4 часа, то такой ритм совершенно не подходит для активного малыша-холерика, которому нужно есть чаще, но небольшими порциями.

Когда ребенка заставляют есть, потому что так велел врач или написано в книжке, результаты обычно бывают плачевными. Нередко дело заканчивается привычными рвотами, хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, нарушением аппетита, анорексией или ожирением. Ребенок, зафиксированный на проблеме еды, уже не сможет относиться к ней спокойно.

Назад к природе

Естественный стиль воспитания возник в противовес официальной педиатрии. Истоки стиля лежат в самой природе, которая была исследована и описана учеными-этологами. Детско-родительские отношения рассматривались через призму сообществ обезьян. Ученые отмечали, что отношения родителя и детеныша довольно сложные и во многом напоминают отношения людей.

Как мама-обезьяна ухаживает за своим детенышем? Малыш все время висит на матери и сосет ее всякий раз, когда у него появляется такая потребность.

Подход, предлагаемый для воспитания детей, очень похож на такой образ жизни. Этот стиль привлекателен потому, что максимально близок к природе, которая мудра и справедлива. Подобный стиль существовал во многих племенах, стоящих на низкой ступени цивилизации (и потому приближенных к природе). Вот как описывается воспитание детей в племени горных арапешей из Новой Гвинеи: «Мать берет ребенка на колени, позволяет ему сосать грудь, сколько он захочет, бегать, снова брать грудь, играть с нею; делает все, чтобы вернуть ему чувство уверенности. Все это доставляет такое же наслаждение матери, как и ребенку».

Супруги Сирс

Самыми известными апологетами этого стиля в современной культуре стали педиатр Уильям Сирс и его жена, медсестра Марта, родители восьмерых детей. В основе «стиля сближения лежит здравый смысл, которого мы все слушались, если бы полагались на заложенные в нас природой инстинкты». Сирсы формулируют пять правил этого стиля.

* Как можно раньше наладьте контакт с ребенком.

* Распознавайте сигналы, подаваемые малышом, и откликайтесь на них.

* Кормите своего ребенка грудью.

* Носите своего малыша с собой.

* Спите вместе с ребенком.

Поклонники естественного стиля воспитания стараются как можно больше носить ребенка на руках, «кенгурушку» или слинг предпочитают коляске, кормят малыша по первому его писку. Такие родители ратуют за длительное (до 2-3 лет) грудное вскармливание, позднее введение прикорма.

На первый взгляд этот стиль кажется просто идеальным. Видимо, для начала жизни он и впрямь подходит лучше всего. Прекрасно, когда мать прислушивается к ребенку и старается удовлетворить его потребности.

Но день идет за днем, малыш растет, и понемногу он может приспосабливаться к миру и обществу, в котором живет, соотносить свои потребности с определенной последовательностью событий. Крик младенца, вначале пронзительный и отчаянный, приобретает другие черты. Когда малыш зовет мать, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет всемогущая мама или нет?

Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом, ребенок дает возможность своему «собеседнику» включиться в диалог. В психологии есть понятие фрустрации – это состояние, которое возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Оно проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.

Представьте себе, фрустрация знакома и грудничку. Конечно, когда она происходит слишком часто, ребенок чувствует себя глубоко несчастным. Но в минимальных «дозах» фрустрация необходима. Если мама бросается кормить малыша по первому писку (кстати, не факт, что ему нужна именно грудь!), то ребенок лишается опыта ожидания. Лучше, чтобы младенец постепенно привыкал к некоторым приготовлениям (мама берет его из кроватки, находит пеленку, удобно устраивается в кресле или на диване и т.д.).

Подготовка сопровождается спокойными комментариями: «Сейчас мы с тобой все приготовим и ты будешь кушать». Конечно, поначалу требовательный крик будет прекращаться только после того как мамина грудь окажется во рту у малыша. Но постепенно у крохи выработается некоторый стереотип, и плач будет стихать уже во время ваших приготовлений.

Моей малышке 2 месяца. Она уже научилась понимать, что ее скоро будут кормить. Я расстилаю на диване пеленку, кладу за ней книжку. И когда ложусь рядом с дочкой и поднимаю футболку, девочка замолкает, хотя она вся в ожидании вкусного молочка. Нам с ней очень хорошо вместе. Сначала она сосет, благодарно глядя на меня (а я шепчу ей ласковые слова, глажу ее головку, целую крохотные пальчики), а потом ее глазки затуманиваются, она засыпает, продолжая сосать. В это время можно расслабиться и почитать книжку.

Итак, во всем хороша мера и естественность. Золотая середина состоит в том, что мама кормит малыша по требованию, но при этом не ставит крест на собственных потребностях и желаниях.

Инесса Смык и Дарья Голубева