Лучше вам такого не слышать. Эти ошибки в разговоре при увольнении превращают и без того неприятное дело в катастрофу. Сравните эту подборку с тем, что во время прощания с работой говорите или слышите вы.

В увольнении мало приятного. Особенно неприятно, если тебе при этом говорят глупости или даже оскорбления. Единственная цель руководителя во время увольнения ― сообщить новость с уважением и сочувствием, насколько это возможно.

Именно поэтому руководителю стоит избегать следующих фраз:

1. «Поверьте, это действительно очень сложно для меня»

Какая разница: трудно вам или нет? Сотрудник всегда считает, что для вас это сущий пустяк. Разговор о том, насколько вам сложно сообщать эту новость, наталкивает работника на мысли: «В самом деле? Сейчас разговор идет обо мне? Насколько сильно вас тяготят мысли обо мне?» Если вы чувствуете себя плохо, то лучше выразить свои чувства позже через общих знакомых.

Так же никогда не говорите: «Слушай, я не знаю, как это сказать…». Вы же знаете, как это сказать, вам просто неудобно. Никогда не намекайте на то, что работник должен проникнуться вашими чувствами. Это крайне эгоистично.

2. «Мы решили, что нам пора сделать перестановку»

Вы же увольняете не тренера спортивной команды. И вы сейчас не проводите пресс-конференцию, так что можно опустить банальности. Если вы хорошо делали свою работу, то сотрудник уже знает причину своего увольнения.

Указывайте причину вашего поступка четко и лаконично. Или просто скажите: «Мы должны отпустить тебя». Сотрудник должен уже знать, почему.

3. «Мы уточним некоторые детали позже»

Для уволенного сотрудника этот диалог означает завершение одно дела и начало другого: собрать вещи, вернуть корпоративное имущество, получить расчет.

Вы должны знать весь процесс заранее. Сидеть в подвешенном состоянии, пока вы выясняете следующие шаги, ― это унизительно для человека, который в этот момент не хочет ничего, кроме как встать и уйти.

Никогда не заставляйте человека встречаться с коллегами. После увольнения он перестает быть вашим сотрудником.

4. «В сравнении с Петром вы просто не дотягиваете»

Никогда не оправдывайте увольнение сотрудника, сравнивая его с кем-то еще. Сотрудники должны быть уволены, потому что они не соответствуют стандартам, целям или ожиданиям.

Сравнивая сотрудников, вы позволяете уже практически бывшему работнику повернуть диалог в «зону индивидуальности», то есть в диалоговую черную дыру, которой вам изо всех сил надо избегать.

5. «Хорошо, давайте поговорим об этом. Вот, почему…»

Одни сотрудники спокойно принимают увольнение, а другие захотят спорить.

Никогда не позволяйте втянуть себя в диалог. Просто скажите: «Василий, мы можем обсуждать это сколь угодно долго, но вы должны понять, что обсуждение не изменит решения». Это может показаться резким, но так оно и есть. Кроме того, аргументы почти всегда заставляют сотрудника чувствовать себя хуже.

Оставайтесь профессиональным, чутким человеком и придерживайтесь фактов. Избегайте соблазна ответить на возражения увольняемого.

Просто послушайте. Это наименьшее, что вы можете сделать. И большее, что вы должны сделать.

6. «Вы были прекрасным сотрудником, но мы вынуждены сократить персонал»

Если вы действительно сокращаете персонал ― это одно. Совсем другое дело апеллировать этим аргументом просто так. Это оправдание облегчает разговор, однако тем самым навлекаете на бизнес проблемы, если нанимаете нового сотрудника на освободившееся место.

Никогда не играйте в игры, чтобы попытаться защитить чувства сотрудника, или, что еще хуже, чтобы защитить свои. Просто будьте прямолинейными.

7. «Мы оба знаем, что вам не нравится здесь работать, так что в будущем вы будете только рады»

Будет работник радоваться, что вы его уволили, или не будет, не вам об этом судить. Не ждите от сотрудника, что он увидит луч надежды в облаке увольнения, по крайне мере первое время. Пусть он сам найдет новые возможности в сложившейся ситуации.

8. «Я должен вас проводить»

Некоторые компании придерживаются следующей политики: уволенного сотрудника немедленно провожают из здания офиса. Это ужасно. Увольнение не превращает сотрудника в преступника. Лучше установить временные рамки. Например: «я прошу вас собрать личные вещи. Через 10 минут я буду ждать вас у входа». Если сотрудник задерживается, то можно заглянуть к нему. Это будет абсолютно нормально.

9. «Мы решили отпустить тебя»

Слово «мы» подходит почти в каждой ситуации, но не в этой. Скажите: «я». В этот момент вы ― и есть компания. Так возьмите на себя ответственность.

10. «Если есть что-то, чем я могу вам помочь, дайте мне знать»

Сделать что? Написать рекомендательное письмо или замолвить словечко в другой компании? Конечно, это нужно делать, если вы увольняете сотрудника по причине сокращения, чтобы максимально помочь ему встать на ноги в ближайшее время.

Вы можете спросить: «Если у вас возникнут вопросы по оформлению документов, выплат и тому подобному, позвоните мне. Я постараюсь ответить на все вопросы». Не пытайтесь предлагать того, чего вы не сможете сделать. Вы, конечно, от этих слов будете чувствовать себя лучше, но работник нет.

Помните, увольнение сотрудника ― это о сотруднике, а не о вас. И тем более не о том, что делает вас счастливее.

Какие глупые фразы вы слышали или сами говорили при увольнении?

Валерия Мироненко, специально для E-xecutive.ru

По материалам: LinkedIn.com