Англичане и датчане почти всю свою историю развивают бизнес. Почему отрицательные качества англосаксов оборачиваются в их преимущества и какие уроки из жизни «морских народов» может извлечь российский менеджер, рассказывает Никита Бутомо.
Когда я был правильным менеджером, а не начальником геологической шайки-лейки, у меня были правильные мысли. Меня окружали правильные менеджеры и основанием нашей замечательной фирмы «Лента» была англо-саксонская бизнес модель, основанная на личной ответственности, дисциплине, находчивости и здравом смысле.
Но откуда все они ― здравый смысл, личная ответственность и прочая ― появились у англичан?
Ведь не сами они такие были, как-то само в природе ничего не получается! Что-то им помогло? Что? Западная ― читай англо-саксонская модель ― победным маршем проходит по миру, и нет ей преград. Молодцы англичане! А, может, молодцы прежде не они?
Понимая, откуда в нас взялись: эффективный метод управления, мозги предпринимателя, деловая хватка и все остальное, что делает нас менеджерами, мы увидим, как все это в нас улучшить. От чего отказаться. Что ― беречь, как зеницу ока. Давайте проанализируем английский феномен и в свете истин, которые нам откроются, дадим рекомендации самим себе, как нам дальше жить.
А, может, и все и так отлично? Ну, так валяйтесь же себе дальше на кушетке. Но знайте: англичанин точно бы узнал, что и почему, даже если все у него хорошо.
Английская бизнес-модель своим основанием положила индивидуализм. Находясь на острове, в сравнительной безопасности, англичане являются ярыми индивидуалистами. Индивидуализм ― это не значит любить себя и во всем себе потакать. Индивидуализм ― это значит, весь мир воспринимать через свои интересы. Себя считать центром вселенной, свои взгляды ― не просто правильными, а единственными, достойными внимания, свои поступки ― зависимыми лишь от своей воли и более ни от чего. Это принятие ответственности за свои промахи и четкое отмежевание от чужих ошибок, это жажда славы, признания, которая так знакома нам, менеджерам. Оттого и я пишу эти строки, а вовсе не затем, чтобы вы стали чуточку умнее. Да и кто я такой, чтобы вас учить? Учитесь сами!
Это датчане посмеялись над французами. Если пожить немного в Дании, понимаешь, что французы ― это смешно. А в России французы ― это серьезно! Почему? Ну, выстроились бы они на Бородинском поле? А мы бы не пришли! Ну? Датчане так бы и сделали!
Индивидуализм эффективен. Он ставит существо ― своего носителя ― в экстремальные условия, откуда-то находит силы для выполнения, казалось, невозможного, а потом требует все пряники покласть на стол ему ― только ему. А дальше? А дальше ― непрерывный рост до потолка и даже выше. Пока другие индивидуалисты не скажут тебе: Петрович, ты не высоко-ль забрался?
Бизнес сам по себе индивидуален. Бизнес ― это твое личное дело. Это твои страхи и твои удачи. Это твой расчет и твои победы. Только твои! И англичане, как никто, продвинулись в этом деле. Словечко Trade ― торговля ― стало для них нарицательным дела вообще, работы. Англичане построили торговую империю, основой которой был индивидуализм. Голландцы тоже были молодцами в этом деле, но, увы, недолго. Кто-то может счесть, что именно они были первооткрывателями в бизнесе. Ну и что? Креатива не хватило переселиться с материка на остров! Голландцы, при всей их любознательности, ужасно консервативны. Я не прав?
Однако, как говорит нам Михаил Леонтьев, может, есть еще кто-то такой же продвинутый, как англичане и голландцы, но незаслуженно забытый?
Есть! Это датчане.
Трубит в рог или пьет из него? Для Дании это не вопрос. И то и другое!
Датчане, собственно, и снабдили англичан этой самой индивидуальностью. На территории Британии жили бритты и кельты. Бритты были не очень в торговле, как-то все мутно про них, все непонятно (см. «Орел девятого легиона»). С кельтами больше ясности. Каждый человек имел своего покровителя ― дерево. Молились не единому богу, а отдельным, строго по специализации бога. Среди них один Мирддин Эмрис ― был особо почитаем. Ничего не напоминает имя бога? Ну, конечно, Эмрис ― это Гермес ― бог торговли, бог дорог.
Но и бритты и кельты были, в основном, стадом, коллективом. Индивидуальное начало было слабо развито, хотя ввиду островного положения люди Британии были обречены на индивидуализм. Вот он потихоньку в них и развивался. Затем на землю Британии пришли римляне ― еще один вид коллективных животных. Индивидуализм Острова так впитался в них, что один из них ― Максен Влединг ― даже встал, пошел отвоевывать для себя Рим. Как мы знаем ― не дошел.
Ну, а потом в Британию пришли даны из Дании, и все враз поменялось. Даны выглядели, как дикие животные. Дикие, но не коллективные! Сами по себе. Кто там из животных сам по себе? Вот, это они. Одиночные стычки. Жажда приключений и личной славы. Нестерпимое ощущение неоцененности, пока окончательно не дадут по репе. Упоение властью. В полной мере! В полной! И, конечно, французы, над которыми я посмеялся, отлакировали английский характер на свой манер: придали лоск, изящество, там завиток, тут загадочка. Трудились, впрочем, не слишком долго ― пока знали родной бретонский язык, да и сами, хотя по духу были французами, исторически были викингами из Дании, то есть, опять, индивидуалистами.
Тут интересно сравнить, какой вклад внесла материковая французская культура в английскую и чего, соответственно, лишились датчане. Все-таки французов надо похвалить. Сами по себе тяготеющие к искусственности, они доходят до абсурда, обращенные на себя. Но, занятые чужой цивилизацией, они доводят ее до совершенства в области формы, если у них есть на это достаточно времени. Но сегодня мастер один, он есть французские блюда и говорит на родном языке, а завтра ― его сын думает: а, и так сойдет! ― и выходит английский узор вместо французского. Первоначальное естество утеряно, форма приобретена, но не изысканна. Такова есть Англия ― продвинутость и изящество, по сравнению с сестрой Данией, одновременно потерянность содержания, по сравнению с ней, и преобладание формы над смыслом.
Связь Англии и Дании столь очевидна, что не нуждается в доказательстве. Во дворце датского короля во Фредериксберге целая анфилада комнат содержит фотографии членов семьи ― кого бы вы думали ― английской правящей династии! Посмотрим на датских королеву и короля. Поза и выражение лиц никого не напоминает?
Датская королевская фамилия. Королева впереди. Женщина вообще во всем впереди в Дании. Она ― совершенство. Совершенно самостоятельное белокуро-рыжее совершенство!
Правильно. Только не они копируют английских, а с них. С английской точки зрения, в прямом смысле слова, все несколько тяжеловесно, неизящно. Красиво, но грубовато. Вкусно, от слова вкус, но не изысканно. Словно скала, камень, острый угол там, где должно быть скругление.
Для всего этого есть словечко. Оно обозначает период, предшествующий расцвету. Архаика. В архаике есть все черты и все особенности классического, расцвета. Дух присутствует. Но торжества зримой формы еще нет. Еще рано для него. Все грубо, зримо, остро. Затем, если брать Грецию в качестве эталона, должен быть классический расцвет. Грубость уходит, форма оттачивается, но и суть остается, даже больше: она лучше прочитывается в новой форме. Затем, исходя из уроков той же Греции. Следует упадок. Он выражается в переусложнении формы, в преобладании пустой формы над содержанием.
Но история Англии ― не история Греции. Первоначальную форму выработали не англичане, точнее не в полной мере они. Их «звериный стиль» ― где он? Его нет. Значит, и смысл был привнесен другой. Затем, как я уже говорил, над формой потрудились французы. Тоже чужие. Чужая форма чужого смысла ― вот как получилось в Англии. Дания для нее ― это собственная, английская архаика.
Так, архаика и классика. Так связаны между собой Дания и Англия. Сначала, в V веке, Дания, потом, в X веке ― Англия. Когда Дания уже вся пила, по выражению Гамлета. Значит, индивидуализм принесли датчане? А у них он откуда? Германские племена, как известно, индивидуализмом не грешили, даже и в XX веке. Под ружье ― и в строй! Schnell!
Королева. Английская или датская? А вот и не угадали!
Между прочим, отношение Англии к Дании четко прослеживается в английских идиомах. Как известно, народ просто так идиомы не придумывает. Его должно что-то задевать, чтобы придумать устойчивое выражение, становящееся нарицательным. Посмотрим, сколько же таких выражений про французов ― соседей и давних врагов англичан. Их должно быть много, но в моем словаре идиом (5500 идиом) нет ни одного! Тогда, может, про ирландцев ― тоже не подарок для англичан во все века. Одна идиома: Irish bull ― ирландский закон дословно, а значение ― полная чушь, явный абсурд. Так. Прошлись по ирландцам.
А про датчан что есть? Смотрим на Dutch: целых семь идиом! Вот они:
Beat the Dutch ― превзойти все ожидания;
Dutch comfort ― слабое утешение;
Dutсh courage ― храбрость во хмелю;
Double Dutch ― тарабарщина;
Go Dutch ― вносить свою долю;
In Dutch ― быть в натянутых отношениях с кем-то;
Talk like a Dutch uncle ― увещевать, отечески наставлять.
Из 7 выражений:
3 негативных;
2 позитивных;
2 нейтральных.
Вот так! Особенно для нас интересны 6 и 7-е выражения:
In Dutch ― быть в натянутых отношениях с кем-то и Talk like a Dutch uncle ― увещевать, отечески наставлять. Они показывают истинное отношение в Дании, скрытое, потаенное: «отстаньте уже, папаша! Сами с усами! И без вас справимся!»
Что называется, No comment
Или все-таки скажу, для непонятливых? Все 7 идиом показывают глубокую зависимость от мнения о тебе датчан. Выражения важные ― 1, 5, 6 ― это все важно и если слово «датский» вошло в язык в таком контексте, как ожидания, отношения, доля ― значит, Дания не просто плевок вниз с белого дуврского утеса в сторону чужой страны. Не просто.
Давайте обратимся к географии. Человек стоит на земле, если он не в лодке. Но и тогда он куда-то плывет. Он не может жить на воде.
Датчане правильно поняли: сознание ― это заросли чертополоха, это мусор. Только изредка блеснет золото настоящей мысли!
Галерея английских фото в датском дворце. Без комментариев. Нет, все-таки дам. Это как отношение матери к дочке. Вот.
Это не Дания. Это Англия. Фото из датского дворца. На фото: английскому королю читают газету. Все более утончено, более изысканно. Но, впрочем, не слишком. Можно спутать с Данией. С Францией ― никогда! Между прочим, такую газету датский король не только читал сам. А и разжигал ею камин. Правда, дворец сгорел! Ну, ладно. Дворец выстроим снова. А такого короля поискать!
Чем больше клочок его суши, на которой он стоит, тем более он, клочок, влияет на его крышу. Такой большой клочок суши, как Евразия легко сносит бошку 250 млн русских во времена империи и 1,35 млрд китайцев сейчас. (Индийцы? Миллиарду индийцев сносить уже нечего. Та же Евразия плюс жара. Головы не просто нет ― ее нет давно. Sorry! Ну, убейте меня за эти слова!)
Anytime.
Горы тоже вносят свою лепту. Наряду с обширностью пространства. У человека появляются специфические идеи, как будто бы ниоткуда, и он начинает строить общество, в котором он ― винтик, никто. И здесь нет никакой магии! Просто наша голова всему виной. Вот, вчера я мог ступить всего лишь шаг ― и никто не писал бы эту статью и вы бы ее не прочли. В голове появилась идея: можно быстро и легко переступить через рельсы. Wrong idea. Точно так же в голове у народа появляется идея несвободы. Она ― их идея, никто ее не навязывал.
Жует Ваш кошелек? Это еще что! Вы не видели, на что способна настоящая датчанка!
Давайте теперь посмотрим на случай, когда земли практически нет. Это Дания. А в отсутствии земли в прямом смысле слова на мозги тоже в прямом смысле слова начинает влиять вода, море, океан. Вода переменчива, поэтому на мозги она влияет специфически. Не формирует устоявшиеся, вечные ценности, как горы или обширные пространства суши, а разрушает все имеющиеся, благоприобретенные идеи в башке. Насчет своего места в жизни общества, своих перспектив, мол ты никто и звать тебя никак ― все, все это разрушит. Ставит человека, безидейного и голого, немощного и совершенно ни к чему не предрасположенного ― во главу угла, а там ― уж как он сам решит!
А человек, интересно, начинает позитивно про себя мыслить. Он начинает не выживать, во враждебной среде, а строить вокруг себя. Ему начинает нравиться жить самостоятельно. Ему начинает нравиться все самому решать. Ему начинает нравиться большая дистанция до другого ― живи, как хочешь, только мне не мешай. Живи и дай жить другим, как говорил принц Корвин Амберский, раз уж мы все о принцах и о королях.
Плюс к этому вода будит эмоциональность. Большая широкая пресная Нева будит одну эмоциональность, узкая и туманная Темза ― другую. Рейн, текущий среди гор и долин ― третью. А вот место соединения балтийского и Северного морей ― четвертую. Северное море ― не забалуешь. Синее, соленое. Балтика иная ― волны, серая вода и ощущение дома, уюта. Feel the difference! В из несходстве ― и борьба и примирение. На Балтике рождается мощная торговая цивилизация, даже несколько, но путь на юг и в Англию ― через Оресунд и Северное море. Надо договариваться ― с ним, с морем, с народом, живущим на его берегу. Мимо него не проскочишь, как говорил герой одного фильма. В результате рождается народ, повернутый на личном начале и на своей роли практически во всем ― от скипетра до постели. Датский король Фридрих сжег свой дворец, когда сам пробовал разжечь камин. Слуги были, но он хотел сам. Потом его потомок нарисовал Звезду Давида на майке и пошел так по улице. Плевать на наци! И бесконечное презрение бургундов, которые были на этой земле первыми, до каких-то там германцев! Англия ― да, а Германия ― где это? Чисто по-датски.
Мало суши, много воды. Индивидуальное начало и эмоциональность. Высокомерие и общительность одновременно. Плюс к тому Дания идеально защищена от неприятеля ― кругом море и только с юга земля. Строй флот ― и сам черт не будет тебе брат.
Это датчане куда-то плывут, что-то захватывают под пение труб. Кстати, этих львов ― синих или красных ― мы потом увидим в Швеции и в Англии! Вот так вот.
Когда эмоциональность начинает развиваться в таких тепличных условиях, на первый план выходят, конечно, дамы. Они ― всегда первые в том, что касается коммуникации, в том, что касается договориться и обаять. А это очень нужно в торговых делах! А это незаменимо на войне. И вот, на картине датчане штурмуют шведские берега, но король сам уговаривает шведов отойти. Зачем зря проливать кровь? Что, за кусок земли? Чушь!
Англия же гораздо более протяжена с севера на юг и поэтому на ее территории есть теплые места, и в них селятся одни люди, а есть холодные и в них селятся другие. В прохладных селятся третьи. Плюс к тому Гольфстрим приносит сумасшедшее количество тепла во все три области, подсаживает жителей на дармовое тепло, но земля все же северная, оттого несходство с Гольфстримом и туманы. Остров формирует островное сознание, точно так же, как в Дании полуостров формирует полуостровное сознание. Островное сознание ― «мы не такие, как они». Полуостровное ― «мы не совсем такие, как они». Мы ― лучше! Отсюда один шаг до индивидуализма.
Ну, поговорили о сходствах и преемственности, пора поговорить о различиях. Мне тут заявят товарищи, что различий масса, не стоит даже сравнивать. А другая часть товарищей, с дипломами, заявит, что о сходствах между Англией и Данией им давно известно, из книг и что по этой именно теме они защищали свои кандидатские.
Но я ― не кандидат. Я ― смею надеяться ― еще все-таки еще менеджер. Менеджер ничего не знает априори и ничему не верит, только своим глазам. Это вырабатывается у него тогда, когда в «Ленту» завозят пересорт и говорят, что привезли по бумагам коньяк, а вы видите, что обычная водяра. Тут все и формируется. Будем смотреть прямо и широко открытыми глазами.
И еще ― у менеджеров в порядке с головами. Иначе нельзя. Поэтому будем включать логику.
Включаем. Сидит Бог на небе и видит: рождается индивидуалистическая цивилизация. Он включает логику: куда она пойдет? А что, куда надо? Никуда не надо, но куда может пойти?
Место примечательное: Оресунд , пролив из Северного моря в Балтику. Что тут у них происходило, чтобы они такое наваяли?
Может пойти по пути торжества разума. Может пойти по пути торжества чувств. И все, пока.
Торжество разума, это когда индивидуальный разум оказывается вдруг, сбросив оковы коллектива (Так! Так!) один в огромном и страшном мире. Как туту выжить? Он придумывает правила, схемы, процедуры, обычаи. Он старается их держаться, потому что тогда он, индивидуалист, сможет договориться с таким же индивидуалистом, как он сам. И все будет хорошо, никто никого не проткнет мечом по причине непонимания. Еще раз: от кажущегося хаоса природы, а на самом деле ― от своей от природы уже отделенности, неслитности с ней, находится лекарство, защита ― обычаи и правила. Если их соблюдать, то мир вокруг, кажется, тебя слушается. А на самом деле твой ум перестает тебе надоедать про тигров и медведей вокруг (Ден Сэммонс, привет!) и начинает перечитывать и перечитывать инструкции. И успокаивается. Обычаи множатся, их выполняют уже автоматически. В таком мире, если долго жить, придется свыкнуться с мыслью, что ты ― один на всем белом свете. Что, по существу, никого нет ― так они далеко от тебя. Хандра, сплин, вялость чувств ― вот что следует за торжеством рационального. Если еще это рациональное было принесено каким-то уродом в римском шлеме, тогда точно кранты. Рациональный и одновременно индивидуалистический ум страдает не на шутку. Но есть и хорошая весть: страдая, он хорошо понимает окружающий мир, страдание помогает.
Все это ― Англия.
А вот Господь посмотрел в другую сторону. Там индивидуалистическая цивилизация строит общество на других принципах. Не зная рационализма (никто не занес эту заразу, повезло!), он развивает эмоциональное начало. Что хочу, то и ворочу. А что? Кто-то против?
Как развивается эмоциональное начало? А вот, ум и не препятствует. То ли пьян всю дорогу, то ли отошел в сторонку. И против страшного мира человек обрушивает свое страшное, поистине великолепное оружие ― свою эмоциональность. Кто-то может устоять? Вряд ли! Когда ум не препятствует. А, со временем, начинает еще и помогать.
Красиво, черт возьми, вышло у датчан!
Тут и пошла игра! Есть ли в человеке естественный стопор? Он, без ума ― животное или нет? Давайте позволим ему все и посмотрим? Давайте не будем сдерживать его узами ума, узами правил и законов. Пусть он сам выработает свой закон, закон чувств. Или умрет.
Все это очень напоминает диониссийского человека Третьего рейха. Только немцы были слабоваты для идеи индивидуализма, а без нее ― нет глаза для коллектива и коллектив превращается в чудовище (каким всегда и был). Ну, черт с ними, с немцами! Как Мефистофель к ним пришел ― он и с ними. Нравится?
Нравится, говорит. Управляемы. Внушаемы. Корректны. Покорны.
У Французов бы он был прямой. Чтобы все видели, кто идет. У англичан он был бы увит плющом. Чтобы не было видно, кто идет. У голландцев его бы вообще не было, а была бы лодка и лодочник. У датчан ― вот так.
А с датчанами кто?
Испытав и буйство и отчаяние чувств, упорно и мужественно не включая ум, а может, забыв, где находится рубильник, датчане пришли к одному выводу, что индивидуальные устремления индивидуалиста достаточно быстро упираются в стоящего рядом такого же индивидуалиста. Следовательно, чтобы иметь возможность их, чувства, проявлять, надо, чтобы тот индивидуалист был с ними согласен. А какая эмоция наиболее приятна стоящему напротив тебя? Что он точно примет?
Конечно, любовь! Ты можешь быть в проявлениях любви гораздо более свободен, чем в проявлениях ненависти. Твой индивидуализм в этом направлении почти ничем не ограничен. Начни любить, привыкни к этому чувству ― и будешь свободен. В обществе. Свободен ― в обществе! Классно!
All you need is love, точнее: All You come is love.
Все, к чему ты пришел в своих поисках ― это к любви.
Не странно ли ― и рациональный ум набрел на то же самое! Рациональный ум закончил тем, что остался один и не хотел быть один. Когда любишь, стремительно сокращаешь дистанцию с другим далеким разумом. Он все так же непонятен тебе, но тебя теперь уже это не трогает. Ты доверяешь ему ― потому что любишь.
Не странно ли, что две непохожие цивилизации пришли к одной формуле?
И теперь понятно, что она с ними сделала! Она сделала их двигателем прогресса. Не странноватых французов, которым до любви, как до Луны, не послушных немцев, которые занимаются любовью, чтобы убить время до того момента, пока не позовут в строй.
Это понятно.
Сделала с ними, с индивидуалистами. И подарила им новые горизонты, которых нет, пока ты сам их не откроешь.
Но нам, русским? Что делать нам? Какова наша роль во всем этом? Как видим, кое-кто бездействует. Просто работает, как они говорят, от зари до зари. Но от них надо больше ― жить на полную катушку. Формировать смыслы для других. Искать Путь.
Итак, русские.
Мы умеем и любим любить. Мы отдаемся чувству ― кто живет в деревне, меня поддержит.
Чего нам не хватает?
Может быть, надо немного разбавить суховатые по-английски бизнес-схемы? Может, надо исходить из любви к человеку, а не к процессу? Процесс как-то сам подладится ― говорят нам датчане.
Вот как это делается. Покупаю билет на поезд в Дании, еду в Фридриксберг. Еду. Оказывается, он годится и для автобуса. Оказывается, на нем написано: all zone ― это значит, что я еду целый день, пересаживаюсь в другие поезда, из желтого с серый, из серого в красный ― и билет везде действует! Вот это да! Не ожидал!
Любовь ― это тот же билет. Попробуйте ― она действует! Она так же, как мой билет, относится ко всем зонам, ко всем людям.
Только без срока действия.
Это ― мы, вы и я. Только мы думаем про себя, что мы ― живые, а они ― знают, что нет.
Стоп, Никита! Куда пошел? Ишь, профессор! А практические рекомендации?
Ты обещал!
Там, «пять правил успешного бизнеса» или «семь признаков креативности»?
Ну, хорошо.
Сконцентрируйтесь на своих положительных проявлениях. Постарайтесь быть в них как можно более разнообразными. Будьте каждый день разными ― в положительных проявлениях.
В своих отрицательных проявлениях постарайтесь ничего не менять. Для этого запомните до мелочей, как вы себя негативно ведете: как вы злитесь на подчиненных, на шефа, какие говорите слова. Запишите их, чтобы не забыть и начинать придумывать другие, потому что в положительном вы будете меняться.
Вы скоро себе наскучите в отрицательных проявлениях. Не сдавайтесь! Ведите себя по-разному: в положительном отпускайте вожжи, в отрицательном ― заковывайте себя в панцирь привычки, неизменности.
Не старайтесь быть хорошим. Будьте плохим 50% времени и хорошим ― тоже 50%. Но хорошим ― разным, а плохим ― одним и тем же.
Придумайте законы, обычаи быть плохим, и чтоб их знали подчиненные. Например, идет дождь ― вы хмурый. Или приехало начальство ― вы подличаете и выслуживаетесь. Старайтесь, насколько это возможно, придерживаться своих же правил, никогда их не меняйте, даже если вам кажется, что будет лучше. И то и другое абсурдно, нечего менять.
Самое сложное ― постарайтесь полюбить себя в своих негативных проявлениях. Себя ― застывшего, одинокого (одинокую). Никому не нужного. Полюбите. Сделать это просто. Нужно, чтобы ваши негативные проявления были бы красивыми. С чувством красоты знакомы? Ну, вот, исходя из него и действуйте! Нужно, чтобы про вас говорили ― черт, черт, но каков! Каков!
Все!
Нет, не все. Еще скажу:
Когда я называю статью All you need is Dutch, я этим не хочу поиздеваться над «Биттлз». Я хочу сказать, что надо отталкиваться от выражения Talk like a Dutch uncle. Мы все нуждаемся в добром датском дядюшке. Он ворчлив, он несносен, его взгляды староваты, он смешон и неуклюж.
Но он так много дал нам!
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Станьте датчанином
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Станьте датчанином
Из выпуска от 21-12-2012
рассылки "E-xecutive" Сообщество менеджеров. Новости, знания, работа
Автор: