Знаменитый пивовар и банкир написал руководство для тех, кто только собирается стать деловым человеком

Бизнесмены - пиявки. Приватизировать советские промышленные гиганты или сидеть на трубе особого ума не нужно. Так считает подавляющее число россиян, что подтверждается многочисленными опросами социологов. Но это не совсем так. Немало деловых людей создали бизнес с нуля. Олег Тиньков - самый яркий представитель этой когорты. Известный бизнесмен и электроникой торговал, и пельмени производил, и пиво варил... Сейчас развивает банк. Как обогатиться, не имея стартового капитала и мохнатой лапы? Читайте в книге Олега Тинькова «Как стать бизнесменом», выпущенной издательством «ЭКСМО».

НА СТАРТ...

Идея выбрана. С чего начать? Раньше купил факс, поставил компьютер на стол - вот уже и фирма есть. Теперь можно обойтись без стола и без факса, но без ноутбука и мобильного телефона все равно далеко не уедете.

Далее - регистрация, очень волнительный момент... Вы можете стать не ИП, а зарегистрировать полноценную компанию. Я считаю, что ООО (общество с ограниченной ответственностью) на сегодня - наиболее правильная форма регистрации. Опять же ООО может работать на упрощенке, то есть платить вы будете 6% от доходов или 15% от «доходов минус расходы» - выбор налоговой схемы за вами, но могу сказать, что в развитых странах вы не найдете таких налогов. Россию принято ругать, но для малого бизнеса налоги очень и очень привлекательные, особенно если не особо использовать наемный труд.

Если у вас есть компания, печать - вау, вы бизнесмен, предприниматель! Это очень крутое ощущение!

ДЕЛАЙ САМ!

На начальном этапе предприниматель должен все делать сам. Если в первый месяц или в первую неделю он начнет что-то делегировать - это совсем не предприниматель. На это есть две причины. Первое - нет денег или их совсем мало. Тут не до аутсорсинга! Нужно максимально использовать свои деньги. Второе. На мой взгляд, технология лучше всего работает в том случае, когда бизнесмен понимает досконально, что происходит. Даже разгрузить машину с товаром полезно, потому что потом будешь понимать, как устроена работа грузчика. И затем при оплате подобной работы учтешь, где грузчик может обмануть тебя.

На старте нужно прежде всего думать о деле. Ты должен ложиться спать и вставать с мыслью: когда же поступит на счет этот вожделенный первый рубль? Поверьте, это также эмоциональный, волнительный момент.

Я считаю, что нужно отмечать праздники, маленькие успехи. Перед важным событием в банке «Тинькофф Кредитные Системы» - выпуском миллионной карты - я сделал подарок топ-менеджерам банка, и мы полетели на самый дорогой в мире остров - Некер, отдохнули там с Ричардом Брэнсоном. Таким образом, в голове сотрудников фиксируется завершение некоего этапа, пройденного расстояния, промежуточной точки. Со времен «Дарьи» (Тиньков продал пельменную компанию Роману Абрамовичу. - Прим. «КП») я стараюсь поощрять сотрудников интересными поездками...

Не гнушайтесь отмечать любые события - первый клиент, первый рубль, первый миллион клиентов, первые десять миллионов клиентов. Важно зафиксировать в своем мозгу этапы успеха. Это метафизика. Потом успех транслируется на дальнейший рост и развитие организации. Если ты не мыслишь позитивно, то ничего не получится.



ЧЕЛОВЕК - САМОЕ ОПАСНОЕ ЖИВОТНОЕ

Ключевая ошибка на начальном этапе (и никто ее не избежал, включая меня) - наем неправильных людей. В моей бизнес-практике таких случаев полно. Ты видишь бизнес по-своему, жизнь вносит коррективы и приносит, как правило, разочарования. И только иногда - очарование.

Однако крайне важно нанять людей именно в начале: именно они поведут бизнес, будут его тянуть, строить, помогать тебе. Так что старайтесь сразу найти правильных работников.

Как не ошибиться? Даже не старайтесь, вы обязательно ошибетесь. Человек - очень странное, своеобразное существо. Как говорят на Discovery Channel, это самое опасное животное в мире. Мотивы его не всегда ясны, они противоречивы.

Выберете правильного человека - бизнес будет более успешным. Попытайтесь разглядеть в людях лучшее, что называется, очистите зерна от плевел. Вам попадутся, особенно на начальном этапе, жополизы-карьеристы, которые будут под вас подстраиваться. Держитесь от них подальше. Вам нужны профессионалы, работоголики. Будет и другая категория людей - умных менеджеров, приносящих значительную прибыль проекту, генерирующих значительный денежный поток. Они попытаются влезть в бизнес, предлагать, а зачастую и навязывать себя в качестве партнера. С интригами, саботажем, а иногда и шантажом. Нужно быть к этому готовым.

Такого человека нужно либо брать в партнеры, либо выгонять. Пожалуй, в 80% случаев нужно выгонять. А в 20% брать в партнеры, не только выделяя фиксированную компенсацию, но и привлекая к участию в прибыли. Если же он будет все больше и больше «отжимать» от этого бизнеса, придется расставаться.

...Помните, редко бизнес, стартовавший плохо, становится успешным. Ошибки, допущенные на начальном этапе, стоят слишком дорого. Лучше сразу продумать все детали, чтобы потом не было мучительно больно и вы занимались не исправлением недочетов, а полноценным развитием бизнеса.

ГЛАВНОЕ - МАРКЕТИНГ

Мировая практика такова: в Америке - два-три года, в Европе - пять лет бизнес теряет деньги. Если на шестой год он начинает зарабатывать - это уже хорошо. В России сроки сжаты. У нас другие временные ориентиры. Но все-таки если в первый год бизнес теряет деньги - это нормально. Если ты уже в первый год заработал, это фантастика!

На второй год надо попытаться выйти в ноль. На третий - начинать зарабатывать.

Маркетинг и PR очень важны для развития бизнеса. Я видел в своей жизни предпринимателей, не бравших под себя лично функции маркетинга. Они отдавали их своему партнеру, менеджеру или на аутсорсинг, что совсем странно. И неправильно. Маркетинг и продажи - это ключевая компетенция предпринимателя. Если ты не в продажах и маркетинге, ничего не будет.

ВСЕ В ЗАДНИЦЕ

Наша общая задача - сделать так, чтобы отношение к предпринимательству в России изменилось, стало хоть немного более позитивным. Если есть новые рабочие места, значит, конкуренция на рынке труда повышается, зарплаты будут расти. В итоге и товары можно купить дешевле. Вот в чем польза предпринимательства для общества. А если никто ничего не делает, то никто и не зарабатывает. Все сидят в заднице.

Фильм «Социальная сеть» получил несколько «Оскаров»... Посмотрите, как живет общество, как живут студенты в университете: все заточено на бизнес. Они хотят богатеть, создавать, предпринимать, зарабатывать. Фильм и музыка Трента Резнора и Аттикуса Росса к нему - своеобразный гимн предпринимательству. У нас же предприниматель - «ворюга» и «гад». Обидно.

ВОПРОС - РЕБРОМ

А имеет ли смысл вообще этим заниматься?

- С точки зрения доходности выгоднее всего идти в чиновники: времени и капитала вкладываете минимум, а отдача ограничена лишь совестью и требованиями начальства, - говорит Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании Management Development Group Inc, куда входят несколько торговых и ресторанных сетей. - Зачем тогда становиться предпринимателем? Как говорится, у генералов есть свои дети. К сытному месту во власти или госмонополии с улицы не пробиться. Но если фонтанируете идеями, не можете жить под диктатом руководства, то добро пожаловать в бизнес. На булку с маслом заработаете. Но бизнесмену нужна толстая кожа. Для всех станешь врагом: и для чиновников, которые стремятся проверками замордовать, и для обычных россиян, которые будут считать тебя кровопийцей-капиталистом.