Катание на коньках – это не только удовольствие, но и бизнес. О том, как заработать на ледовых шоу и не перекормить ими зрителя, насколько высок экспортный потенциал российских фигуристов и почему чемпионы мира не хотят участвовать в Олимпийских играх-2014 в Сочи, рассказывает заслуженный мастер спорта и тренер по фигурному катанию Александр Жулин.

Прославленный спортсмен Александр Жулин (чемпион мира, Европы, СССР, бронзовый и серебряный призер Олимпиады в паре с Майей Усовой) добился блестящих результатов не только в качестве фигуриста, но и в качестве тренера – его подопечные Татьяна Навка и Роман Костомаров стали олимпийскими чемпионами в Турине. После возвращения в Россию вместе с бывшей женой Татьяной Навкой для съемок в проекте первого канала «Ледниковый перид» Александр обрел всенародную популярность, выступая в паре с актрисой Ингеборгой Дапкунайте. Александр с Ингеборгой уступили пальму первенства в этом соревновании лишь Татьяне Навке в паре с Маратом Башаровым. В следующих сезонах этого рейтингового шоу Александр принимал участие в качестве тренера, а сейчас он активно занят постановочной работой в проекте первого канала «Лед и пламень». Параллельно Жулин тренирует российский дуэт Елену Ильиных и Никиту Кацалапова и французов Натали Пешала и Фабьяна Бурза. Мастер мечтает о новых собственных ледовых шоу, ведь опыт постановки ледового спектакля у него уже есть – в мае состоялась премьера «Ледового посвящения» - Бондианы в интерпретации знаменитого фигуриста и тренера. Несмотря на плотный рабочий график, Александр нашел время для интервью с Мариной Долиной.

Марина Долина: Александр, вы 13 лет жили в Америке. В чем принципиальная разница в работе тренеров в России и за рубежом?

Александр Жулин: Ну, как минимум, в зарплате (смеется), а если серьезно, то на западе подход к работе с учениками-фигуристами совершенно другой – более тактичный, более щадящий. У нас же из человека, в буквальном смысле слова, душу вынимают.

М.Д.: Вам лично какая система больше импонирует?

А.Ж.: Мне, наверное, Западная. Не люблю на тренировках крика, истерики. Наши ребята очень забитые именно из-за такого стиля работы с будущими звездами. Палитру фигуристов хронический стресс на тренировке очень обедняет, так как после таких жестоких опытов над психикой спортсменов «выдавить» из юноши или девушки нужную эмоциональную краску при постановке программы для выступления на серьезных соревнованиях необыкновенно тяжело – у ребят способности раскрываться на льду отбиты в детстве. Наши звезды первой величины Женя Плющенко, Леша Ягудин очень сильные личности, которые появились не благодаря, а вопреки российской системе работы с потенциальными олимпийцами.

М.Д.: Многие спортсмены не скрывают, что большой спорт помог им выбиться из нищеты. По вашему мнению, сейчас молодые российские спортсмены имеют достаточные материальные стимулы, чтобы выкладываться на тренировках на 150%?

А.Ж.: Знаете, материальные стимулы и большой спорт – вещи взаимосвязанные, но не на 100%. В Америке у моего друга Игоря Шпильбанда тренируются мальчики из очень богатых семей. У них нет материального стимула, но есть творческий потенциал, который им хочется раскрыть. Более того, они готовы буквально жить на катке, хотя суммы, которые они получают в качестве призового фонда за свои победы – ничто по сравнению с состоянием их родителей.

М.Д.: В советское время молодые фигуристы, подающие надежды, тренировались бесплатно. Как сейчас обстоят дела с подготовкой достойной смены олимпийцев?

А.Ж.: Сейчас если ребенок перспективный – успешно выступает на соревнованиях – ну для начала, хотя бы входит в сборную команду Москвы, он тоже тренируется бесплатно. Хотя говорить о том, что у мальчика или девочки есть большое спортивное будущее в фигурном катании, можно примерно лет с 11.

М.Д.: Как вы считаете, от чего зависит, превратится ли одаренный ребенок в прославленного фигуриста или нет?

А.Ж.: От совокупности факторов. Все усилия ребенка может перечеркнуть банальная гормональная перестройка организма в переходном возрасте. Поправится девочка на 20 кг, и все, «прощай фигурное катание». Хотя бывают и куда более грустные ситуации, когда и способности у ребенка отличные, и тренер выкладывается на все 100%, и родители стараются (ребенка на тренировки на другой конец города возят), но… нет у человека силы воли, упорства биться до последнего с самим собой: с ленью, усталостью, плохим самочувствием. Ведь наш вид спорта предполагает постоянные тренировки, в том числе, через боль. Сколько олимпиад и серьезных соревнований фигуристы выигрывали с тяжелыми травмами… И это личный выбор спортсмена – дойти до финишной прямой или лечь в больницу. В общем, главное – это бойцовские качества у будущего профессионального фигуриста. Хотя фактор судьбы тоже нельзя сбрасывать со счетов. Например, из 11 человек нашей группы одиночников выбился в люди только я, да и то в танцах.

М.Д.: Сколько времени вам нужно, чтобы определить, возьметесь ли вы тренировать спортсмена?

А.Ж.: Немного, хотя, увы, бывают и промахи. Иногда очень талантливые ребята не умеют преодолевать мандража перед выступлением, и тогда все наши усилия «горят синим пламенем». Гораздо ценнее если ребенок неяркий, но трудолюбивый и собранный, ну и целеустремленный, конечно.

М.Д.: В каком возрасте молодой спортсмен должен принять решение, станет он профессиональным фигуристом или нет?

А.Ж.: Лет в 12-13.

М.Д.: Вы тренируете всего две пары фигуристов: российских чемпионов мира среди юниоров Елену Ильиных и Никиту Кацалапова и французский дуэт Натали Пешала и Фабьяна Бурза. Почему не переключаетесь на подготовку маленьких детей, среди которых вы с вашим опытом тренерской работы могли бы разглядеть будущих олимпийских чемпионов?

А.Ж.: Я работаю на льду 10 часов, из которых пять часов тренирую профессиональных фигуристов, которых вы назвали, а еще пять часов ставлю программы для телепроекта «Лед и пламень». И надо понимать, что сопоставить мою зарплату на телевидении и ставку тренера младшей группы фигуристов, увы, невозможно. Вот почему заняться малышами я по финансовым причинам не могу себе позволить. Помимо моих собственных бытовых привычек, которые у меня появились за 13 лет жизни в Америке и нескольких лет работы в Москве в проекте «Ледниковый период», я должен заботиться о дочери: Александра серьезно занимается теннисом, а персональные тренировки в этом виде спорта стоят немалых денег.

М.Д.: Российская федерация фигурного катания не выражает вам своего неудовольствия от того, что вы тренируете конкурентов наших фигуристов?

А.Ж.: Это общемировая практика. Я не делаю ничего необычного, тем более, Натали и Фабьян – спарринг партнеры Елены и Никиты. Первые выкладываются на тренировках на 100%, чтобы молодые спортсмены понимали, что такое высочайший уровень мастерства в фигурном катании (дать слабину при вчерашних юниорах очень стыдно), а Лена с Никитой, недавно начавшие выступать во взрослом фигурном катании, видят, что им есть, к чему стремиться, над чем работать. Это очень полезная в спорте ситуация. Так что я не испытываю чувства вины перед Родиной и федерацией фигурного катания соответственно.

М.Д.: У вас есть очень успешный опыт работы с азиатскими спортсменами – японская одиночница Фуми Сугури стала одной из самых прославленных спортсменок в своей стране во многом благодаря вашим усилиям как тренера. В чем разница в процессе подготовки европейских и азиатских спортсменов?

А.Ж.: Европейцы могут себе позволить «заболеть», не явиться на тренировку «по причинам личного характера», а азиаты работают как швейцарские часы – у них не бывает сбоев в процессе тренировок. Такой дисциплины у европейцев, конечно, нет. Это факт. В этом смысле тренеру работать с азиатами проще.

М.Д.: Ваши ученики Роман Костомаров и Татьяна Навка одно время говорили о том, что не исключают возможности участия в Олимпийских играх-2014 в Сочи, но потом от этой идеи отказались. В чем причина?

А.Ж.: Причин несколько. Главная – изменение правил судейства в нашем виде спорта. Если прежде артистизм позволял завоевать золото, то сейчас на первом месте чистота катания и некоторая «механистичность», ведь баллы спортсмены теперь получают за определенные элементы, которые необходимо включить в свою программу. Из-за этого программы становятся более скучными с творческой точки зрения, а это влечет за собой отток зрителя с трибун. Мы видели возвращение в большой спорт Жени Плющенко и, увы, он не стал олимпийским чемпионом именно из-за того, что не учел всех особенностей новой системы судейства. По ранее действовавшим правилам – победа однозначно досталась бы Плющенко, но по новым – Эван Лайсачек обогнал Женю по скорости вращения, и это оказалось важнее. Рома с Таней решили не рисковать своим титулом. И я их поддержал.

М.Д.: Каков экспортный потенциал российских фигуристов? Могут ли они кататься за рубежом в ледовых шоу и составлять конкуренцию Западным спортсменам (хотя бы с точки зрения оваций зала)?

А.Ж.: Разумеется! И я, и Татьяна Навка, и практически все отечественные звезды – призеры олимпиады и чемпионатов Европы и мира – с успехом катались или катаются во многих зарубежных ледовых шоу. Талантливых фигуристов знают везде, и им не только громко аплодируют, но и очень неплохо платят за участие в шоу.

М.Д.: Как вы считаете, рост количества ледовых шоу в России сейчас – это позитивная тенденция или негативная?

А.Ж.: Пока позитивная. Мы (организаторы ледовых шоу) общаемся друг с другом достаточно активно, и некоторые недочеты в шоу каждого из нас берем на вооружение.

М.Д.: В Америке ледовых шоу было очень много, однако потом этот «рынок» начал постепенно сжиматься. Как вы считаете, есть ли риск «перекормить» зрителя фигурным катанием?

А.Ж.: Да, такой риск существует. В жизни вообще обычно «полоска жира – полоска мяса», поэтому интенсивный рост (во всем) может резко привести к спаду. Но пока конкуренция идет нашему общему делу только на пользу: сначала соревновались между собой первый и второй канал, ледовые шоу устраивали Илья Авербух, Женя Плющенко, я. Сейчас активно развивается жанр ледовых спектаклей, который постепенно вытесняет более академичную подачу разрозненных номеров участников программы. В борьбе за зрителя каждый продюсер старается сделать какой-то яркий шаг вперед. А это помогает всему фигурному катанию. Более того, за годы существования «Ледникового периода», когда звезды первой величины побывали на гастролях в десятках городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья, в России появилось огромное количество детей, которые, как и мы в юности, равнялись на Роднину, так нынешние ребята мечтают кататься как Ягудин, Навка. Благодаря широкой популяризации нашего вида спорта, надеюсь, российское фигурное катание в недалеком будущем вернет себе лидирующие позиции в мире. Это, кстати, разговор, про «курицу или яйцо». Дело в том, что чем больше в стране собственных чемпионов – мастеров международного класса, тем выше интерес аудитории к развлекательным проектам в этом виде спорта.

М.Д.: Если ледовые телепроекты закончатся, останетесь ли вы в России или постараетесь искать лучшей доли за рубежом?

А.Ж.: Это зависит от тех финансовых условий, в которых я окажусь в России. Пока мне все очень нравится: льда достаточно, ученики как российские, так и иностранные, показывают отличные результаты, я активно занят в телепроектах и ледовых шоу. Но если уровень материального благосостояния пошатнется, боюсь, мне придется серьезно задуматься, как жить дальше. На 40 тыс. рублей – зарплату российского тренера – прожить в таком дорогом городе, как Москва, как минимум тяжело. Тем более, когда 13 лет в Америке работаешь за адекватные своим трудозатратам гонорары.

М.Д.: В мае состоялась премьера вашего ледового спектакля «Ледовое посвящение». Если бы вы запускали проект сегодня, каких недочетов постарались бы избежать?

А.Ж.: Как говорят, на ошибках учатся, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. Некоторые огрехи в моем проекте были, но их прекрасно проанализировал Илья Авербух, который в своем проекте «Огни большого города» все эти недочеты минимизировал. Если говорить о тех ошибках, которые я бы во второй раз не повторил, то, конечно, сейчас я бы не стал стартовать в мае. Это не самый выигрышный момент для премьеры нового шоу. С постановочной точки зрения я бы отдал приоритет действию на льду, а не разговору. Сейчас я понимаю, что в нашем спектакле было слишком много диалогов. Причем, из-за технических нюансов, которые не были отлажены в полной мере, зритель слышал звук совсем не того качества, как мне бы хотелось. Наконец, уровень звезд в своем шоу всегда хочется иметь топовый, но по финансовым причинам добиться этого получается не всегда.

М.Д.: Какая сумма нужна для того, чтобы сейчас поставить ледовое шоу?

А.Ж.: Это возможно и на $30 тыс., и на несколько миллионов долларов. Просто надо понимать, что отдача от шоу за $30 тыс. будет соответствующая вложениям: мы не сможем задействовать звезд фигурного катания первой величины, использовать спецэффекты, обеспечить грамотную рекламную кампанию мероприятию. Вот почему минимально приемлемый порог – хотя бы несколько сотен тысяч долларов.

М.Д.: Что в процессе подготовки шоу увлекает вас лично больше всего?

А.Ж.: Разумеется, постановочная часть! Если бы мне сказали: «Саша, ни о чем не думай, только занимайся работой художественного руководителя, а организационные вопросы мы возьмем на себя», я был бы счастлив. При моей занятости в проекте «Лед и пламень» и тренировке учеников-фигуристов профессиональных спортсменов на продумывание рекламной кампании и бухгалтерские отчеты меня уже не хватает.

М.Д.: Возможно ли появление в России новых ледовых шоу, созданных не фигуристами, а любителями фигурного катания?

А.Ж.: Я думаю, что любители фигурного катания, безусловно, могут продюсировать интересные ледовые шоу – это очень выигрышный способ вложения средств, так как, помимо дивидендов, человек получает еще и широкомасштабный пиар. Однако создавать шоу или спектакль, разумеется, надо в тандеме с профессионалами в области фигурного катания. Проведу параллель: вы можете сказать профессиональному архитектору, в каком стиле вы хотели бы видеть свой будущий дом и корректировать проект на уровне эскизов, но ведь вы не будете самостоятельно делать чертежи и расчеты. Также выглядит и подготовка шоу: продюсер может высказать свою идею, вокруг которой режиссер-постановщик выстроит ледовый спектакль с учетом финансовых возможностей заказчика: свет, звук, костюмы, декорации – все это может варьироваться по цене многократно.

М.Д.: А что самое важное в подготовке шоу?

А.Ж.: Ни для кого не секрет, что люди покупают билеты, в большинстве своем, чтобы посмотреть на выступление любимого фигуриста, поэтому приоритет номер один в ледовом проекте – это звезды, чемпионы первой величины.

М.Д.: Есть ли сферы, в которых вы категорически не талантливы?

А.Ж.: Я не бумажный червь! Никогда бы не взялся за организацию гастролей своих подопечных, чего стоит заполнить анкету на визу! Это настоящая пытка. Так что сфера делопроизводства – не мой конек.

М.Д.: А какой у вас талант, помимо тренерской работы?

А.Ж.: Я хорошо разбираюсь в недвижимости. Чувствую тренды. Думаю, был бы в качестве инвестиционного консультанта очень успешен. Жаль, не имею столько собственных средств, чтобы делать собственные крупные вложения в недвижимость так часто, как мне бы того хотелось.

М.Д.: Ваша любимая девушка Наталья Михайлова – ваша ученица. Есть ли у вас планы на ее спортивное будущее?

А.Ж.: Наташин партнер получил серьезную травму и ушел из большого спорта, подобрать ему замену не получилось. На «семейном совете» мы с Наташей решили, что спортивных достижений нам хватит с лихвой из моей биографии, а она будет кататься со мной на шоу и искать себя в других творческих профессиях: станет фотографом, дизайнером одежды или же попробует себя в чем-то другом. Так как Наташа моему опыту доверяет и понимает, что я хочу ей только добра, она согласилась с такой концепцией своего будущего, чему я очень рад. Сейчас мы вместе обустраиваем нашу новую квартиру. А это очень приятный и ответственный процесс, которым моя любимая полностью поглощена. И для меня обустройство нового гнезда – волнующий и радостный момент.

М.Д.: Ваши пожелания читателям:

А.Ж.: Желаю всем топ-менеджерам мечтать с размахом и добиваться своих амбициозных целей, ну а себе, пользуясь случаем, хочу пожелать большого количества новых знакомств с любителями фигурного катания, которые готовы рассматривать наш вид спорта в качестве хорошего бизнес-проекта.