В проект "Авоська дарит надежду" Евгений Рапопорт и его жена Екатерина за два года инвестировали около 7 млн руб. С декабря 2009 г. они уже продали около 10 000 авосек и обеспечили работой 30 инвалидов по зрению.

Предприниматель Евгений Рапопорт последние пять лет активно занимался детскими благотворительными проектами. А в 2007 г. узнал, что сеть супермаркетов Billa надумала заменить бесплатные упаковочные пакеты на платные, дабы уменьшить количество пластика и снизить вред для экологии. Но в сети опасались потерять из-за этого покупателей, и тогда Рапопорт придумал для Billa благотворительную программу "Желтый пакет помогает детям": 1 руб. с каждого пакета отчислялся на благотворительность. В выигрыше оказались и дети, и экология. С 2008 г. Billa перечислила на лечение детей около 16 млн руб. и в 10 раз уменьшила количество пластиковых пакетов.

Первая розовая

Так Рапопорт увлекся идеей экологичной упаковки. В начале 2009 г. на совещании в правительстве Москвы он услышал про биоразлагаемую упаковку — при производстве в полиэтилен добавляется специальный катализатор, разрушающий его в короткие сроки, — и решил заняться ее продвижением. Когда Евгению удалось привлечь в коалицию нескольких крупных производителей пластиковых пакетов и договориться с ними о переходе на выпуск биоразлагаемых изделий, против инициативы выступили ученые, пояснившие, что катализатор содержит металлы и последствия их воздействия на экологию еще не изучены.

Но отступать Рапопорт не привык, переписал программу и решил возродить популярную в СССР плетеную авоську. Перед проведением первого в России Дня эколога в 2008 г. я обратился к крупнейшим дизайнерам с просьбой придумать модель экосумки. Самое неожиданное решение предложил Денис Симачев — он изготовил для нас авоську розового цвета с сиреневыми кожаными ручками. Модернизированная авоська вызвала живой интерес. Ее неоценимое достоинство — возможность брендирования путем тиснения на ручках логотипа заказчика".

Оказалось, что в СССР авоськи плели на предприятиях Всероссийского общества слепых (ВОС). В ВОС Рапопорту ответили, что уже почти 20 лет, как производство этой продукции остановлено. Но ему удалось найти незрячих мастеров на предприятиях ВОС в Чувашии и Мордовии, и дело заплелось.

Социальный бизнес

Для реализации проекта "Авоська дарит надежду" в 2009 г. было основано "НКО-сервис", 100%-ным учредителем которого выступило ООО "Российский союз инвалидов" (РСИ). По договоренности Рапопорт перечисляет часть выручки на различные благотворительные программы: 5 руб. с авоськи идет РСИ на проведение межрегиональной олимпиады для детей-инвалидов "Талант преодоления", еще 15 руб. — на образовательные программы для инвалидов по зрению, программы развития инклюзивного образования и др.

За два года Евгений и Екатерина Рапопорт инвестировали в проект около 7 млн руб. из собственных сбережений, которые в основном пошли на товарный запас, разработку моделей и продвижение.

Конкуренции предприниматель не боится и знает лишь еще об одной компании — производителе авосек. "Мы даже предлагали ООО “Экосумки” наши авоськи на реализацию, но они им показались дорогими", — говорит Рапопорт.

Юлия Алешина, основатель компании "Экосумки", рассказала, что плетеные авоськи продаются не особенно активно и покупаются в основном в качестве сувениров к праздникам. А заменить пластиковые пакеты авоськами без поддержки государства, по ее мнению, нереально. "Использование ручного труда делает авоську недешевой. Себестоимость — 80-100 руб. Работать с предприятиями инвалидов невыгодно, — считает Алешина. — Мы рассматривали вариант закупок в Китае. Партия от 5000 шт. — по 70 руб. Но все-таки советские авоськи как-то идеологически неправильно закупать за рубежом".

Нужна ли сетка

Если первыми корпоративными заказчиками Рапопорта были компании, закупавшие авоськи в качестве оригинальных сувениров, то сейчас он ведет переговоры с несколькими розничными сетями, заинтересованными продавать авоськи как модный аксессуар и альтернативное пластиковому пакету упаковочное изделие. "Переговоры еще не завершены, но мы уже разработали дизайн брендирования авоськи для “Седьмого континента”, — говорит Рапопорт. — Они не планируют зарабатывать на авоськах, им важно участие в социальном проекте".

"К мысли о том, что пластиковым пакетам необходима альтернатива, мы пришли давно, — соглашается Влада Баранова, пресс-секретарь ОАО “Седьмой континент”. — Несколько лет назад мы стали продавать сумки многоразового использования из природного материала джут. Сегодня их выбирают все чаще и чаще. А авоська — это легенда".

Есть вероятность, что до конца лета яркие авоськи появятся и среди аксессуаров петербургской сети молодежной одежды Extra. Сергей Скрибо, совладелец и управляющий сети, пока затрудняется предположить, сколько авосек сможет продаваться в его магазинах ежемесячно. Но до конца лета продукция в сети обязательно появится. Адекватная розничная цена, по мнению Скрибо, — 250-300 руб.

Екатерина Скакун, директор по маркетингу сети "Республика", рассказывает, что они еще весной задумали продавать модные сейчас в Европе авоськи и познакомились с Рапопортом. Но закупочная цена, предлагаемая "НКО-сервис", показалась "Республике" слишком высокой. Комментировать коммерческие нюансы в сети не готовы, но Скакун говорит, что конечная розничная цена не должна превышать 350 руб. По ее словам, переговоры с Рапопортом продвигаются сложно. Предприниматель в свою очередь утверждает, что переговоры с "Республикой" осложняются финансовыми аппетитами сети, которая настаивает на 120%-ной наценке.

Наиболее эффективным каналом розничных продаж пока для "НКО-сервис" становятся фестивали, ярмарки и выставки. Мария Бергельсон, главный продюсер ярмарки Sunday Up Market (SUM), уже пару месяцев носит ноутбук в ярко-голубой авоське. В начале июня Рапопорт принял участие в очередной SUM и, по его словам, каждый шестой посетитель унес с собой авоську. В мероприятии участвовало около 5000 человек. "Мы обсуждаем сотрудничество на постоянной основе, — рассказывает Бергельсон. — Возможно, будем продавать авоськи вместе с билетом на входе или будем использовать их в качестве фирменной упаковки, что удорожит конечную цену покупки на 50-100 руб.". Бергельсон говорит, что они не планируют зарабатывать на авоськах — их привлекает социальность проекта.

Накопили про запас

Сейчас у компании накопилось около 70 000 авосек из хлопка, капрона и искусственного шелка ярких расцветок с разным дизайном ручек. Рапопорт делал запас умышленно: производство не быстрое, а корпоративным заказчикам необходимо обеспечить объемы. "Один человек в день плетет 7-8 авосек, которые мы выкупаем по цене 89-100 руб. без НДС, — поясняет ценовую политику Рапопорт. — Затем мы еще авоську красим, пришиваем недешевые ручки, делаем тиснение. В итоге себестоимость, включая все производственные и накладные расходы, составляет примерно 220 руб. За вычетом административных расходов и отчислений на благотворительность с каждой авоськи нам остается около 50-70 руб., которые сейчас полностью реинвестируются в бизнес".

В рознице некрашеные авоськи с кожаными ручками стоят 320 руб., авоськи с обычными плетеными ручками продаются за 290 руб., а самые модные авоськи ярких сочных цветов — по цене 350-390 руб.

Первые новые авоськи были проданы в декабре 2009 г., выручка компании составила 200 000 руб. В июне 2010 г. выручка превысит 1 млн руб., а в сентябре, по прогнозу предпринимателей, достигнет 2,5-3 млн руб. Через полтора-два года Рапопорт планирует продавать 1 млн авосек в год. Сейчас в компании работает пять человек, а заказы на предприятиях ВОС уже обеспечили постоянной работой 30 инвалидов по зрению. К осени планируется задействовать еще 35-40 человек.

Генеральный директор inFolio Research Group Олег Клепиков считает, что позитивное влияние на продвижение продукции могут оказать экологичность и нравственная составляющая продукции. Но ни один зеленый не признает авоськи из капрона или с кожаными ручками. Клепиков также отмечает преимущественную убыточность любого предприятия с преобладанием труда инвалидов: "Производство авосек, не поддержанное государством или крупными инвесторами, скорее всего, не сможет просуществовать долго. Опыт региональных обществ слепых тому подтверждение. Единственное средство как-то оттянуть конец этого благородного начинания — пиар-поддержка со стороны СМИ и бизнеса".

Римма Авшалумова