Дискуссия о повышении пенсионного возраста в связи с дефицитом Пенсионного фонда продолжается. В отличие от экономного министра финансов Алексея Кудрина, Минздравсоцразвития "угрожающей проблемы" для дефицита не видит, а повышение пенсионного возраста считает преждевременным. Правда, подумывает бороться с ранним выходом на пенсию.

Статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин заявил, что социально-демографических условий для повышения пенсионного возраста в России нет, такой шаг не сократит дефицит Пенсионного фонда, а приведет лишь к дополнительным расходам бюджета. Напомним, дискуссия о возможности повышения пенсионного возраста активизировалась после выступлений ряда высокопоставленных чиновников на Петербургском экономическом форуме.

"Дефицит бюджета ПФР неизбежно приведет к тому, что пенсионный возраст будет увеличен. Это даже трудно обсуждать. Когда мы это решим - через год, через два, через пять - это не так важно сейчас, но это придется сделать", - сказал тогда на форуме вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

"Ни президентом, ни председателем правительства не давалось никаких указаний о проработке данной проблемы. Те обсуждения, которые сейчас ведутся, носят исключительно дискуссионно-полемический характер", - заявил Ю.Воронин на конференции "Модернизация пенсионной системы России", отметив, что для РФ вопрос повышения пенсионного возраста - не просто социально-демографический, а политический.

Он отметил, что в настоящее время в России средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61,8 года, для женщин - 74,2 года. В странах ОЭСР эти показатели составляют 77 лет и 82 года соответственно. "Не может быть пенсионная система циничной, она не может опираться на то, что многие люди не доживают до назначения пенсии", - сказал замминистра. "Период дожития" (средний срок жизни после выхода на пенсию) в России составляет 11,7 лет для мужчин и 16 лет для женщин, в то время как в странах ОЭСР это 17 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

"Мы отстаем как по средней продолжительности жизни, так и по периоду жизни на пенсии. С точки зрения социально-демографической у нас не сформированы условия, которые бы давали основания поднимать вопрос о повышении пенсионного возраста", - заявил Ю.Воронин.

Он отметил, что увеличение пенсионного возраста многими экспертам видится как панацея от дефицита пенсионной системы. Однако, по его данным, если бы Россия с 2012 года начала увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин с шагом полгода за год, то экономия для Пенсионного фонда была бы только до 2020 года и в размере, не превышающем 100 млрд рублей в год, а с 2020 года дефицит пенсионной системы начал бы постепенно нарастать. В результате к 2030 году он составил бы 2,85 трлн рублей - именно из-за повышения пенсионного возраста.

А.Кудрин говорит о дефиците Пенсионного фонда в 2010 году на уровне 1,3 трлн рублей, но если перевести абсолютные цифры в соотношение с ВВП, то показатели будут не такими пугающими - всего 2,9%, отметил Ю.Воронин. Да и этот дефицит сложился вследствие того, что было принято решение отложить на год повышение ставки страхового взноса, пояснил он.

В 2011 году дефицит ПФР уменьшится до 891 млрд рублей - 1,8% ВВП, после этого он будет неуклонного снижаться. "По прогнозам ПФР, до 2050 года дефицит пенсионной системы не будет превышать 1,25% ВВП. Это что - угрожающая проблема для страны, чтобы так пугать общество и требовать немедленной перестройки пенсионной системы? Любая западная страна позавидовала бы такому дефициту. Это абсолютно нормальный дефицит", - заявил Ю.Воронин.

Вместо повышения пенсионного возраста он предлагает реформировать систему льготного, досрочного выхода на пенсию. По его данным, 31% тех, кто выходит на пенсию, выходит досрочно из-за опасных, вредных и тяжелых условий труда. Это огромные расходы для Пенсионного фонда. Все предложения, связанные с реформированием досрочного выхода на пенсию, сводятся к повышению тарифов для работодателей, которые имеют такие рабочие места.

"Мы, социальщики, - не злыдни, нет у нас цели повышения тарифа до беспредельных размеров для достижения идеальных социальных индикаторов", - сказал Ю.Воронин, отметив, что тариф должен быть таким, чтобы "не задавить" бизнес и при этом исполнять социальные обязательства, Минздравсоцразвития не хочет дальше повышать тариф. Как альтернативный вариант министерство предлагает вывести этот риск в разряд самостоятельно страхуемых, не в рамках пенсионной системы, а в рамках страхования в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (то есть в рамках страхования досрочной утраты трудоспособности).

Таким образом, льготное пенсионное страхование будет не априори, как это происходит сейчас, а с учетом утраты трудоспособности, на основании оценок, которые будет выносить медико-социальная экспертная комиссия.

Это даст серьезную оптимизацию расходов Пенсионного фонда, а также заставит работодателей сокращать рабочие места с вредными и опасными условиями работы. Кроме того, Ю.Воронин считает, что необходимо модернизировать накопительную часть пенсионной системы. Концепция такой модернизации уже разработана. Предполагается, что осенью она будет обсуждаться в Госдуме в первом чтении.

Первый заместитель главы ПФР Александр Куртин сообщил, что на выплату досрочных пенсий ежегодно ПФР тратит около 20% от всех расходов бюджета фонда.

Позже в беседе с журналистами Ю.Воронин уточнил, что Минздравсоцразвития не предлагает отменить досрочные пенсии и права людей, которые из-за вредных производств выходят раньше на пенсию. По замыслу министерства, Пенсионный фонд России не дожжен нести эту нагрузку, ее целесообразно передать в другой вид страхования, более для этого приспособленный. Речь идет о федеральном законе N125, в котором предусмотрено страхование в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Министерство предлагает внести в него риск досрочной утраты трудоспособности. При этом гражданин, выходящий на пенсию досрочно, будет получать выплаты из Фонда социального страхования до наступления общего пенсионного возраста. Дальше пенсию будет выплачивать ПФР.

Ю.Воронин также назвал отрицательные эффекты, которыми чревато повышение пенсионного возраста, в частности, это увеличение расходов бюджета по другим статьям. С увеличением пенсионного возраста придется наращивать расходы на содержание безработных лиц предпенсионного возраста, возрастет количество получателей пенсий по инвалидности (многие люди, которые рассчитывали выйти на пенсию в 55-60 лет, сумеют оформить себе инвалидность, если возраст выхода на пенсию будет увеличен). Кроме того, может увеличиться молодежная безработица, поскольку ротация на рынке труда будет проходить меньшими темпами, отметил он.

Говоря о вопросе повышения пенсионного возраста, Ю.Воронин отметил, что сейчас очень неудачный момент для обсуждения этой темы, поскольку начался предвыборный период. "Ни в одной стране мира такого рода темы, которые вызывают массовое неприятие населения, не обсуждают в предвыборный цикл", - сказал Ю.Воронин.

Он считает, что этот вопрос возник в связи с тем, что тема повышения пенсионного возраста активно обсуждается на Западе. Однако у российских экспертов, по мнению Ю.Воронина, не хватает профессионализма и знаний, чтобы понять, что российская пенсионная система значительно отличается от западной, и простым повышением пенсионного возраста ее проблемы не решить. "Они скользят по верхам, все гораздо сложнее, механизмы у нас другие", - сказал замминистра, отметив, что этот вопрос можно обсуждать, но в более удачный момент и на другом фоне - при устойчивом тренде повышения средней продолжительности жизни граждан.