Знаете, этот вопрос мне напомнил безответную детскую провокацию. А кого ты больше любишь, маму или папу? Однако тема эта популярна не только в России, но и в западных СМИ. У них принято считать, что Россией руководит Путин, а Медведев «подставное лицо», который действует строго по отведенному ему сценарию. Любят же на Западе все упрощать. Попробуем разобраться?

Ранее некие сомнения в самостоятельности президентской дееспособности Дмитрия Медведева я высказал в своей ноябрьской статье «Президент теряет политическое влияние, или начинает перестройку?» На тот момент, президент объявил курс на модернизацию, а я сомневался на тему «а хватит ли ему компетентных чиновников-помощников и где их взять?» До недавнего времени этот вопрос оставался для меня открытым, а закрыть его я взялся этим материалом. Кстати, и сторонникам слабой власти Медведева очень нравится аргумент про явно слабый управленческий аппарат президента, сформированный по остаточному принципу «что осталось от Путина» и до сих пор не подверженный перестройке. Давайте подумаем, почему так происходит.

Действительно, сформировать сильную и умную команду крайне непросто и за более длительный срок, чем срок президентства, особенно учитывая, что у умных и компетентных, как правило, уже есть успешный собственный бизнес или место работы, по сравнению с которым «государева должность» является абсолютно неконкурентоспособной. При этом понятно, что даже человек со знаниями и амбициями, попав в эту структуру, будет очень скоро «опущен» коллегами-чиновниками до общего уровня, и превратится, подобно коллегам, в безвольного и некомпетентного, причем независимо от занимаемой должности.

Тех же управленцев, работа которых была жизненно необходима для управления государством, Путин забрал с собой, заодно сразу освободив преемника и от экономической текучки. Кроме того, Путин забрал с собой и все заботы, связанные с «политической и экономической» элитой, на которую он опирался, тем самым не оставив Медведеву и старых долгов перед соратниками. Это решение, на мой взгляд, было воистину гениальным. Пусть на старте Медведев и остался почти один, зато он сразу мог приступать к созданию структуры президентской власти нового типа, параллельной существующей, благо, достаточная фора теперь имелась. Существующий же аппарат президента автоматически превратился в обычную канцелярию с чиновниками-помощниками, а не управляющий орган, и это было очень правильно. Ведь руль у машины один, не так ли? А с ролью канцелярии аппарат из профессиональных бумагоперекладывателей справляется великолепно. Заодно был решен вопрос с коррупцией. Зачем давать взятки чиновникам, которые все равно ничего не решают?

Что же делает Медведев дальше? Верно, он создает команду профессиональных советников, которые в свою очередь не имеют никакого отношения к чиновникам. Таким образом он строит вертикаль власти, в которой решения принимает исключительно сам. А в силу того, что его команда на 3/4 находится за пределами Кремля, и носит больше виртуальный характер, делает его позиции неуязвимыми от обязательных чиновничьих интриг. Что же на этом этапе делает Путин? Он спокойно продолжает управлять государством, освобождая преемнику массу времени не только на строительство новой команды, но и на «церемониальные» функции, отнимающие у руководителя львиную долю времени.

Тем временем, старое российское чиновничье и обыватели начинают бесконечно муссировать тему, кто к какому лагерю принадлежит. Что же касается «путинской правящей элиты», то она крайне возмущена самостоятельными действиями президента, «по-доброму» намекая, что Медведев должен смириться с ограничениями своей власти и не лезть поперек батьки в пекло, намекая, что своими действиями он вносит дестабилизирующий раскол в правящую элиту. На самом деле нынешняя «правящая элита» очень аккуратно и тихо уползает на свалку истории, в силу косности и старости сама того не замечая. Причем уползает вместе с неоплаченными долгами, чем снижает нагрузку и на самого Путина.

Отметим, что Путин и Медведев великолепно разыгрывают «доброго и злого» следователя, удивительно гибко ведя себя в различных ситуациях, когда необходимо принять или отклонить острое решение и не попасть под огонь критики соратников. В этой ситуации они разыгрывают другой старорусский водевиль «Иван кивает на Петра». Позиция безукоризненна и неуязвима. Все счастливы. Кроме Европы и США, которые уже вообще не понимают, к кому им обращаться, ибо старые «агенты влияния» вдруг стали абсолютно беспомощны и от них ничего не зависит.

Что происходит дальше? «Конкуренция» между Путиным и Медведевым создает в России огромное политическое и экономическое пространство, недостижимое никаким иным образом. Если предположить, что Путин и Медведев на самом деле «сверхединомышленники», то при подобной синергии, как известно, происходит не удвоение, а учетверение эффективности, что на самом деле мы и начинаем наблюдать уже сейчас, когда верхушка айсберга власти начинает подниматься над водой. Как же это не нравится Европе и Америке! Один из признаков их беспокойства в «сверхдержавности» России описан в моей предыдущей статье «Америка боится возвращения СССР».

И в своем беспокойстве они не одиноки. Знаете ли вы, что к 2030 году по прогнозу Россия окажется в числе крупнейших развивающихся экономик мира, которые в ближайшие 20 лет будут вытеснять с первых позиций традиционных лидеров — индустриальные державы Запада? Так утверждается в докладе консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). На место "большой семерки" (G7), в которую входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада, придет новая группа — Е7 (emerging markets), которая объединяет страны с новыми развивающимися рынками: Китай, Индию, Бразилию, Россию, Мексику, Индонезию и Турцию. В этом прогнозе экономика России легко обгоняет экономику Германии.

Прогноз конечно спорный, но могли ли мы предположить такую положительную динамику развития еще пять лет тому назад? Конечно, петь осанну чудо-тандему еще рано, но утверждать, что сейчас в России появился наиболее эффективный аппарат управления страной за последние 20 лет, уже можно.

Лично я считаю, что сейчас Кремль фантастически политически стабилен. Позиция же Медведева и Путина по вопросу президентства в 2012 году еще до конца не определилась, так как для этого тандема по большому счету абсолютно все равно, и они решат его ближе к выборам исходя из чисто прагматических соображений. Т.е. запросто Путин может вернуться в 2012ом, а затем отдать Медведеву пост обратно в 2020ом, и наоборот.

Но не будем обольщаться сверх меры. У Путина и Медведева, как у двух сильных лидеров, существуют и принципиальные разногласия. Например, о вступлении России в ВТО. Но это снова песня о «добром и злом следователе», не так ли? Знаете, для меня вопрос, кто на самом деле управляет Россией, снялся сам собой. Главное, ей управляют, и управляют неплохо, а тогда нам-то с вами какая разница? Или вы думаете иначе?

Автор: Виктор Галенко , заместитель генерального директора ООО "Финам"