Уезжая со своей многострадальной Родины в XVIII-XIX веках, ирландцы увозили с собой не только горсть ирландской земли, но и богатый творческий потенциал, который на благодатной почве Нового Света взрастал известными именами в политике, науке, искусстве, бизнесе, становившиеся впоследствии легендами Америки. Генри Форд – один из потомков тех давних переселенцев, выдающийся автомобильный гений, прославивший свою фамилию на весь мир, которая является до сих пор непреходящим брендом основанной им автомобилестроительной компании «Ford Motor».

Родившись 30 июля 1863 года (близ Дирборна, штат Мичиган) в большой ирландской семье, вся жизнь которой всегда была связана с земледелием, Генри немало удивлял своих родичей пристрастием к механике. Им и в голову не могло прийти, что в их крестьянской семье растет мальчик, который своими руками построит автомобиль.

Но до этой славной даты юному Форду пришлось достаточно покопаться в сломанных механизмах, в том числе и в часовых. А после того, как в двенадцатилетнем возрасте Генри увидел неистово свистящий и шумно дышащий паром локомобиль, он был так поражен и потрясен этим необычайным зрелищем, что навсегда сохранил в своей памяти, и спустя годы вспоминал: «Я представляю себе эту машину, как будто это было вчера».

С этого самого момента у Генри возник такой интерес к паровым машинам и ко всей движущейся технике, что ему не пришлось долго задумываться над тем, чем займется в будущем. Едва достигнув 16 лет, в 1879 году, он покинул родной кров и отправился в Детройт, где начал работать учеником механика, детально изучая различные механизмы, и приобретая необходимые знания и навыки. Переходя с работы на работу уже в качестве механика, он все больше и больше вникал в устройство двигателей, в том числе и бензиновых. А когда пришло время возвращаться к себе домой, в Дирборн, он уже твердо знал, что будет создавать двигатели внутреннего сгорания. Отсюда начался отсчет времени на пути к его самой заветной мечте – изобретению автомобиля.

Счастливая случайность привела его на сельскую вечеринку, где очаровательная, пышноволосая и черноглазая девушка Клара Брайант, настолько завладела его сердцем, что Генри понял - ему пора жениться. Клара своей рассудительностью и добрым сердцем напоминала ему мать – Мэри Форд, умершую, когда Генри было всего 13 лет. В 1888 году Генри и Клара сыграли свадьбу. Их брак был настолько счастливым, что, когда на исходе лет у Генри Форда спросили, хотелось бы ему прожить еще раз, он не сомневался в ответе: «Только, если можно, снова жениться на Кларе».

Уильям Форд – отец Генри, выделил ему, своему старшему сыну, несколько десятков акров земли, в наивной надежде, что тот начнет, наконец, хозяйствовать на ней. Но Генри твердо шел к своей цели, занимаясь любимым делом, работая над конструкцией двигателя.

Двумя крупными событиями ознаменовался в его жизни 1893 год. Любимая жена Клара родила ему сына Эдсела, а сам Генри в небольшой деревянной мастерской собрал настоящий двигатель внутреннего сгорания, а затем и первый двухместный автомобиль, работающий на бензине, с 4-тактным двигателем (4 л.с.). У его отца, мечтавшего видеть Генри процветающим фермером, с тех пор, уже не оставалось и капли иллюзий…

Переехав в Детройт, со временем ставший, благодаря неутомимой деятельности Генри Форда, столицей автомобилестроителей, он, не имея университетских знаний, самостоятельно изучал механику и инженерное дело. До 1899 года занимался изобретательством и конструированием машин, одержимый желанием, создать такой автомобиль, который приходился бы по карману среднему американцу.

Для этого Генри Форд 16 июня 1903 года в бывшей фабрике по изготовлению фургонов основывает небольшую компанию «Ford Motor». «Если кто-нибудь откажется от моего автомобиля, я знаю, что в этом виноват я сам» - звучит ее лозунг. В 1906 году Форд становится президентом компании и владельцем контрольного пакета акций. Спустя годы «Ford Motor company» разрастается в гигантскую автомобилестроительную империю, существующую и поныне.

Прежде, чем его труды были вознаграждены, Форду пришлось производить различные модели машин с индексами от А до S, с 2,4,6 цилиндровыми двигателями, преодолевая нелегкий путь в поисках новой оптимальной конструкции.

И вот, наступил этот момент, когда автомобиль его мечты в октябре 1908 года был готов к выпуску. Одним из его основных разработчиков являлся талантливый инженер Гарольд Уиллс. Автомобилю дали имя «Ford T».

Своей популярностью «Ford T» намного превзошел марки автомобилей других фирм. Технические характеристики, а также доступная цена, легкость вождения, надежность, возможность ездить по «хорошим скверным» дорогам Америки начала ХХ-го века, несложное техобслуживание – сделали этот автомобиль самым покупаемым в Соединенных Штатах. Реклама того времени гласила: «Каждый ребенок может управлять «Фордом». Его окрашивали, в основном, в черный цвет, по принципу: « Вы можете купить у нас автомобиль любого цвета при условии, что он – черный». Пусть он был несколько неуклюж и грубоват, из-за невысокой цены ему прощали все недостатки. И Tin-Lizzy «жестянка Лиззи», как с нежностью его называли, сделал свое дело - посадил американцев в свои высокие, вместительные, рассчитанные на пять человек, салоны и приучил к мысли, что автомобиль не роскошь. Так, наступило время повального приобретения американцами личного автотранспорта, а Америка стала первой автомобильной державой. Как говорил Форд: «Общее благосостояние страны находится в прямом соответствии с числом автомобилей». И он, Генри Форд, был одним из первых, кто увеличивал это число.

С 1909 года все силы компании были положены на производство единственной универсальной модели – «Т». Невысокая себестоимость способствовала увеличению количества выпускаемых автомобилей до нескольких миллионов в год (каждые 24 сек. выпускалось по машине). Массовое производство «Ford T» сделало Генри Форда самым богатым человеком на планете, дало возможность увеличить мощности своих предприятий, построить заводы за рубежом, превратить компанию в огромный концерн. Генри Форд стал настолько значимой и уважаемой фигурой, что получил предложение баллотироваться на должность президента Соединенных Штатов, но Автомобильный Король думал иначе: «Президентом может быть всякий, а Генри Форд – один».

А детище Генри Форда – «Ford T» стал настоящим долгожителем, его производили при неизмененной конструкции в течение 19 лет, и выпустили в продажу 15007033 автомобиля. За эти годы Форд организовал поточно-конвейерное производство. В 1913 году заработала первая движущаяся линия автомобильной сборки. Он создал Промышленную школу (прообраз ремесленного училища), где рабочие быстро приобретали навыки работы на конвейере, улучшал социальное положение своих работников, условия труда, быта, досуга и др., несмотря на его же бесконечную «войну» с профсоюзами. Форд был сторонником демократических отношений между руководителями и подчиненными. Каждый рабочий мог обратиться к нему запросто: «Hello, Henry!»

С нарастающей конкуренцией в 1928 году пришлось остановить выпуск устаревшего «Ford T» и перейти на другие модели современные, технически более оснащенные. Однако «Ford T», недавний 100-летний юбиляр, остается легендой в истории автомобилестроения на все времена.

Великая депрессия в Америке побудила Генри Форда не отказываться от предложений Советского Союза. И не взирая на свои антикоммунистические взгляды, 31 мая 1929 года компания «Ford Motor» подписывает договор с советским правительством о технической помощи по строительству нового автозавода с полным производственным циклом в Нижнем Новгороде (Горьком). Не прошло и трех лет, как в январе 1932 года новый автогигант ГАЗ уже выпускал свою первую продукцию - с конвейера сошел легковой автомобиль ГАЗ-А. Он выпускался по лицензии, купленной у «Ford Motor Company», прототипом служила модель Ford-A, 5- местный, 4-х дверный, с кузовом типа «фаэтон», с небольшими изменениями в конструкции по причине непростых метео и дорожных условий России. Договор с советской стороной был заключен на пять лет. Все это время Америка поставляла комплектующие для сборки, техническую документацию на усовершенствование существующих моделей и на новые разработки. Генри Форд, таким образом, смягчил удар от разразившегося экономического кризиса, обеспечив себя, стабильным рынком сбыта.

В те же годы Генри Форд становится ярым приверженцем антисемитизма, что отразилось в его статьях, публикуемых в газете «The Detroit News». Гитлер, симпатизировавший ему, писал: «Я считаю Генри Форда своим вдохновителем». И в 1938 году Форду была вручена самая высокая награда Третьего Рейха – «Большой крест Немецкого Орла». Но и Форд не оставался в долгу, поставляя фашистской Германии военную технику и субсидируя лично Гитлера крупной денежной суммой ко дню его рождения. Однако, за свои воззрения, Форду не раз приходилось извиняться перед американским обществом.

Окончательно с постом президента «Ford Motor company» Генри Форд расстался в 1945 году, уступив его своему внуку Генри Форду II. Умер автомобильный магнат в 83 года 7 апреля 1947 года, был похоронен на родовом кладбище в Гринфилд Виллидж, где сейчас расположен музей, созданный в память Генри Форда – простого человека необычной судьбы, во многом противоречивого, но, без сомнения, выдающегося предпринимателя и крупного промышленника, энтузиаста своего дела. Жена Клара пережила его на три года.

И уже после смерти Генри Форда, спустя много лет, в1996 году «Ford Motor company» опять появляется в России, открывая свое представительство в Москве. Но следуя утверждению Форда, что: «Автомобили должны выпускаться там, где они продаются», под Петербургом, во Всеволожске был построен новый автомобильный завод, с полным производственным циклом, с использованием отечественных комплектующих, а 9 июля 2002 года началось производство автомобилей «Ford Focus», с первоначальной мощностью 25 тыс. автомобилей в год. «Ford Focus» становится одним из самых востребуемых автомобилей в России. В 2006 году поступила в продажу 100-тысячная юбилейная машина «Ford Focus». С каждым годом на дорогах России увеличивается количество автомобилей с уже знакомым фирменным логотипом «Ford», мощных и комфортабельных, имеющих безупречный дизайн, всегда подтверждающих незыблемость девиза своей компании - «Форд. Надежен. Создан для жизни.»

(Источник: www.ekniga.at.ua; Автор: Светлана Cкоробогатова)