Тема экономического кризиса – пожалуй, одна из самых рейтинговых в сознании многих людей. Кого-то эта тема коснулась непосредственно; кого-то – косвенно. Но равнодушными не оставила никого. Как мы реагируем на этот кризис? Как переживаем его? Для начала - два письма от читателей рассылки.

Марина - владелица небольшой собственной компании. Как говорит Марина, бизнес у нее - хоть и сезонный, зато праздничный: фирма специализируется на организации корпоративных мероприятий.

Ирина когда-то давно она обратилась мне по поводу возможности проведения тренинга в их компании; сотрудничества так и не получилось, но зато после этого мы стали периодически общаться.

Два текста составлены на основании моей переписки с этими дамами - они советовались со мной, как им поступить в описанной ими ситуации. Свои комментарии я везде опустил - т.к., что называется, no сomments...

Ситуация 1.

Ирина, руководитель отдела продаж полисов ДМС

Когда стало понятно что рынок может обвалиться мы с руководством оперативно согласовали план действий:

1. Сократить численность отдела с 8 до 5 человек

2. Оставшимся предложить измененную схему оплаты:

a. Оклад 15 000 рублей вместо 22 000

b. Бонус за перевыполнение плана 15% вместо 10%. По нашим расчетам, это позволило бы выжить в данных условиях.

... внедрение обоих решений вызвало сложности. Двое из троих менеджеров, которым предложили написать заявление «по собственному», сделать это отказались, требуя официального сокращения (двухмесячной отработки и пособия в размере двух окладов). Однако мы такой возможностью не обладали. В этой связи мне пришлось по совету руководства зафиксировать по три факта дисциплинарных нарушений (опозданий, несанкционированных отсутствий на рабочем месте, нецелевых расходов представительских средств). Обоим сделали предупреждение что если они не уволятся по хорошему, то мы будем вынуждены уволить их по плохому. Одна после этого согласилась написать заявление «по собственному», вторая это делать отказывается и грозит что она обратится в суд. Подговаривает оставшихся выступить свидетелями в суде. Руководство нажимает на меня чтобы я быстрее решила этот вопрос, а я ничего не могу сделать.

Оставшиеся менеджеры также отказываются подписывать документы, регламентирующие новую модель выплат. Мы предоставили им расчеты, демонстрирующие что при выполнении докризисного объема продаж у менеджеров была возможность не только сохранить, но и даже увеличить среднемесячный размер заработка. Но эти аргументы их не убедили, и они ждут подтверждения что их зарплата останется неизменной.

Сейчас я нахожусь меж двух огней. Руководство требует чтобы я срочно решила вопрос с сокращением, а вопрос с изменением оплаты вообще считает решенным (т.е. за ноябрь по любому заплатят по новой схеме). Менеджеры же по сути саботируют работу, грозя коллективным обращением в суд.

Они словно забыли, сколько я для них сделала. Я просто удивляюсь их неблагодарности.

Ситуация 2.

Марина, владелец небольшой компании по организация корпоративных праздников

Первая задница началась в начале октября. То что мы трещим по швам, стало понятно уже в середине месяца. К началу ноября я поняла что наступила ж..., в какой мы еще ни разу не были! Мало того что многие договора которые были на мази сорвались. Так из тех которые уже были заключены большая часть попросила предоплату взад. И на штрафы им было начхать! А мы уже мало того что места забронировали так еще и с артистами договорились. Хоть и на словах, а подставлять людей тоже не хочется.

Собрала девченок, так и говорю - все, дело плохо, давайте думать что делать. Денег на зарплату вообще нет, на платежи едва-едва хватает. Либо зарплату уменьшать, либо нас самих сокращать, либо вообще фирму банкротить и расходиться - мужьям на шею садиться. Как решите, говорю, так и будет. Девки конечно в шоке, погорланили по полной. Меня до слез довели, я разумеется во всем виновата была. Грязью полили хорошо. Я им ничего плохого не сказала, хотя слезы от обиды душили! Разошлись в разные стороны как чужие. ... всю ночь проревела.

На следующий день приходят и извиняются, типа погорячились. И сами предлагают: никого сокращать не надо, и фирму закрывать тоже. Будем пока не выберемся работать без оклада, на одних процентах. Сколько заработаем столько получим. Одна только полезла, но девки сами с ней разобрались, уволилась без скандала.

Отказников всех ножками обошли, поговорили - дескать, зачем вам это надо договор разрывать, давайте мы вам лучше сделаем эконом вариант, хотя бы на сумму вашей предоплаты. Многие согласились рассмотреть! Я ваще обалдела! Потом поехали пансионаты и рестораны «сушить», кое-где получилось серьезно. ... Обзвонили артистов, «так и так, надо ставку бы снизить». Многие отказалось или снизили незначительно. Но некоторые согласились, с ними и стали работать.

Так, как последние две недели мои девченки, никогда не работали. У меня даже бухгалтер по клиентам ездила! Сама, веришь нет, я не просила! В итоге заказов конечно получилось не много, на лобстеров не заработали но на хлеб с маслом к новому году хватит, и до 23 февраля-8 марта дожить сможем! Безо всяких сокращений!

Я поняла что кризис-кризисом а человеком все равно надо оставаться. И если к людям по людски то и они тогда и в положение войдут и помогут и уступят.

Вот такое разное отношение, и разные результаты. Публикуется с любезного разрешения обеих девушек. Тексты подверглись небольшой косметической правке.

Соломатин Александр, консультант, бизнес-тренер