Продвинуться по служебной лестнице и сделать головокружительную карьеру – мечта большинства офисных работников.
Но порой «запал» пропадает уже через полгода, а вместо него начинает одолевать хандра, депрессия, к которым неожиданно прибавляются боль в спине, шее, мигрень и многие другие неприятные симптомы. Это явление получило название «офисный синдром».
Наш эксперт – невролог, руководитель Ассоциации междисциплинарной медицины и проекта «Экология мозга», доктор медицинских наук Алексей Данилов.
Стресс, теснота и темнота
Основной фактор возникновения «офисного синдрома» – стресс. Однако помимо стресса на формирование синдрома влияет и 8-часовой рабочий день за компьютером в неподвижной позе, и ненормированный график. Тем более в последние годы у нас стало почти модно засиживаться на работе допоздна.
Усиливает стресс и работа в так называемых опенспейсах, когда зоны общего большого помещения разделены лишь низкими перегородками, а сотрудники располагаются в одном пространстве.
Статистика
Британское общество Mind провело опрос более чем 2000 человек, в ходе которого выяснилось, что работа – главный стрессовый фактор в жизни людей. 35% опрошенных считают свою работу крайне напряженной, 7% опрошенных думали о самоубийстве (эта цифра достигает 10% среди работников от 18 до 24 лет) и каждый пятый испытывал повышенную тревожность (18%).
Считается, что такая форма организации офиса оптимизирует работу и сближает сотрудников. Возможно, открытое пространство действительно облегчает общение между коллегами, но помимо этого вызывает психологическую усталость. Особенно если в коллективе складываются напряженные отношения.
Не стоит забывать и столь важный фактор, влияющий на работоспобность, здоровье и психику (который, к сожалению, мало кто учитывает), как освещение. Свет регулирует все функции человеческого организма, определяет настроение, обмен веществ, умственную активность и даже гормональный фон.
Самым здоровым и полезным светом считается естественный дневной, а оптимальным вариантом искусственного освещения является комбинированная система, сочетающая прямой и рассеянный свет. Причем обычным лампам дневного света стоит предпочесть галогенные. Их свет более естественен и гораздо меньше утомляет глаза и нервную систему.
Однако в большинстве офисов продолжают применять обычные дневные лампы, что нелучшим образом влияет на физическое состояние и настроение сотрудников.
Помимо этого, еще и офисная мебель, как правило, не соответствует показателям эргономики. А постоянное нахождение в неправильной позе перед экраном монитора приводит к ослаблению мышцы спины, вызывая боль в спине, ногах, шее и мигрени.
И нарушению кровообращения, в результате чего клетки не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ, а интеллектуальный и творческий потенциал резко снижаются.
Однако помимо головной боли и боли в спине постоянное сидение перед компьютером может приводить и к нарушению обмена веществ, и, как следствие, к гастриту, язвенной болезни и ожирению.
Еще одним распространенным симптомом «офисного синдрома» является синдром сухого глаза. Дело в том, что при работе на компьютере частота моргания снижается примерно втрое, что вызывает частичное высыхание пленки слезной жидкости из-за того, что она не успевает полностью восстанавливаться. В итоге человек чувствует зуд, жжение, раздражение и покраснение глаз, жалуется на расплывчатое зрение и слезотечение.
Учитесь расслабляться
Изменить внешние условия работы, такие как освещение или мебель, порой невозможно, однако вполне реально пересмотреть свой стиль работы и правильно организовать рабочий график.
В первую очередь важно научиться техникам релаксации, которые позволяют быстро переводить свой организм из напряженного в расслабленное состояние. Это гораздо легче сделать через мышечную систему, поскольку результат сразу очевиден.
Кстати
50% офисных работников набирают лишний вес из-за постоянного напряжения и стресса. Российские диетологи провели исследование рациона и графика дня более 500 работников крупных российских компаний. Результаты исследования показали, что около 55% сотрудников за время службы набирали от 3 до 10 килограммов. По мнению диетологов, все дело в чрезмерных нагрузках, напряженном графике, стрессе и недостатке времени, когда сотрудники попросту не успевают нормально питаться.
Добившись мышечного расслабления, мы снижаем напряжение во всем опорно-двигательном аппарате и нервной системе. А через вегетативную нервную систему новое состояние передается и внутренним органам, дает восстановиться организму, повышает работоспособность и настроение.
Помимо релаксационной «подзарядки» для отличного самочувствия необходима и физическая активность – 2–3 тренировки в неделю. Это могут быть занятия фитнесом, плаванием, танцами, йогой или просто ходьба. И обязательны прогулки на свежем воздухе.
Желательно в парке или в лесу при выключенном телефоне – чтобы мозг «отключился» от постоянных мыслей о работе, проблемах и «настроился на природную волну». Исследования показывают, что прогулки на свежем воздухе увеличивают работоспособность на 50%.
Об этом давно знают западные врачи, поэтому в последние годы набирает популярность такой вид терапии, как лесотерапия, когда офисных работников на несколько дней вывозят в сельскую местность без связи с внешним миром для восстановления сил и снятия усталости.
Интересно, что результаты лесотерапии сравнимы по эффективности с лечением антидепрессантами, но при этом лесотерапия не имеет побочных эффектов.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Офис: болезни, стресс и ожирение
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Офис: болезни, стресс и ожирение
![Офис: болезни, стресс и ожирение](https://image.subscribe.ru/list/digest/business/im_20140128161155_2689.jpg)