Есть мнение, что некоторые рьяно постящиеся уделяют излишнее внимание кулинарному аспекту Великого поста (что разрешено есть, а что нет), совершенно забывая о более важном, духовном его аспекте.



Текстовая версия

Константин Андреев, епископ Евангилическо-Лютеранской церкви Аугсбургского исповедания России

"Мы вступаем в период страстного времени, или, как на Востоке его принято называть – Великого поста. И большинство наших соотечественников опять будут впадать в такую экзальтацию, и как я называю это «поиском церковной диеты» - обязательно нужно что-то узнать, как правильно питаться в этот период, что можно есть, что нельзя есть. Очень правильно и хорошо определил значение поста, и в том числе Великого поста, батюшка Святой Серафим Саровский, который на вопрос, что можно есть в пост и что нельзя? - Нельзя есть людей, сказал отец Серафим. Вот это определяет и лютеранский взгляд на пост.

Если мы будем брать Священное Писание, то Библия в 58 главе Пророка Исаии говорит нам о том, что из себя представляет именно библейский пост. И Исайя, будучи Пророком, безапелляционно и может быть даже излишне резко подчеркивает – вы поститесь и пытаетесь угодить Богу, как будто Богу есть дело, или будет вне себя от удовлетворения, если вы не будете есть определенного рода продукты. И Исайя дальше пишет, что когда вы делаете это, и при этом продолжаете заниматься своими гнусностями, грешить, как вы это обычно делаете в своей жизни, то такой пост не угоден Богу. И далее Исайя описывает, что же такое настоящий библейский пост: раздели, разрушь оковы неправды, отпусти измученных на свободу, т.е. если ты на кого-то зол – прости ему, отпусти, если кто-то должен тебе - прости ему его долги, благослови, благотвори, делай дела милосердия, и тогда Бог призрит на твой пост. Вот это определяет в том числе и лютеранский взгляд на пост.

Мы не уделяем столь много внимания диетическому аспекту, именно что можно есть, что нельзя. Каждый это определяет это для себя лично, потому что у кого-то состояние здоровья и состояние его организма такое, что ему необходимо есть молочные продукты, ему необходимо употреблять какую-то часть животной пищи – это не проблема. Проблема заключается в том, что когда мы формально соблюдаем пост, но при этом мы все еще далеки от Бога, мы не любим, мы не находимся в том, о чем говорит Священное Писание – «Придите ко мне и я успокою вас». Пост – это время приближения к Богу, это время осознать, как Он простил тебя, так и ты в течении поста прости других, как Он дает тебе существенные блага – иди и сделай ты. Я вспоминаю слова архиепископа Саратовского Пимена, он правил в Саратовской Епархии Русской Православной Церкви во времена празднования тысячелетия крещения Руси. Это был престарелый и очень уважаемый церковный деятель, который на вопрос еще советской тогда интеллигенции «Как же правильно постится, и что же правильно?», сказал: «В пост, когда вы выйдете из храма, возьмите кусочек пирога, колбаски и устремитесь к ближнему своему, посетите своих стариков, посетите своих родных и близких, кого вы давно не видели – и это будет самое лучшее исполнение поста и самое лучшее приготовление к Пасхе».