Актёр Олег Басилашвили - о том, какую власть мы сами заслуживаем

Страна обсуждает темы дня: что лучше для ребёнка - пьющая мамаша или казённый детский дом, за что плеснули кислотой в лицо балетмейстеру и убили известного актёра, где в очередной раз гасят Вечный огонь и пляшут на мемориалах юные отморозки... О позитиве - как всегда, по остаточному принципу.

При этом дискуссия идёт по понятиям - кто, кого и как «опустил» и кому теперь за это будет… До чего мы дошли? Куда катимся? Кто и зачем сбивает нравственный прицел общества? На эти и другие темы «АиФ» побеседовал с актёром Олегом Басилашвили.

Заповеди у нас в генах

«АиФ»: - Олег Валерианович, все жалуются: «Деньги заслонили всё!», «В обществе нет морали!» Но каждый при этом имеет в виду кого-то другого, не себя. А почему? Может, в России кроме нас есть ещё какой-то отдельный, плохой народ, чуждое «настоящим россиянам» аморальное общество, которое катится по наклонной в отличие от нас с вами?

О.Б.: - Всё это - мы. У каждого из нас своя мера вины и ответственности. Почему мы ждём, когда нам кто-то преподнесёт мораль на блюдечке с голубой каёмочкой?! Почему не начинаем с себя? Только и слышно: «Дайте нам мораль!» Да, милый мой, раз так - возьми почитай Библию, Толстого, Чехова. Будь человеком, в чём проблема? «Нет, пускай сначала другие станут…» Это болезнь лентяев, которые привыкли, чтобы ими командовали. Болезнь рабов.

Столетиями в нас вбивали рабство, и мы, надо признаться, превратились в послушных учеников. Таланты, которые возвышались над толпой, уничтожались нами. Любимая игра русского общества: Пушкина, Лермонтова застрелили, Лев Толстой отлучён от Церкви. Есенин то ли сам повесился, то ли тоже убит. Маяковский, Фадеев застрелились. Зощенко и Ахматова уничтожены. Пастернак - враг народа. Бродский выслан из страны... Хватит или назвать еще? Так всё и идёт. Нас так воспитывали.

В горах Грузии я видел руины церкви Джвари, воспетой Лермонтовым в поэме «Мцыри». Храм давно не действует. Но желающие ходят, смотрят. И представьте себе, нет там ни одной сорной бумажки! Ничто не загажено, ничего не намалёвано на стенах. Люди чтут память отцов, прадедов, молившихся там. Хотя большинство из ныне живущих, может, являются атеистами.

А что у нас и поныне творится на останках тех храмов, которые пока не восстановлены?! Что делать с народом, который плюнул в лицо своему Богу и не покаялся? А теперь кричит: «Подайте-ка мне мораль!». Как можно назвать такое?

«АиФ»: - Есть мнение, что в обществе, где не действуют ни десять заповедей, ни Кодекс строителя коммунизма, закон один - понятия криминального мира.

О.Б.: - Я думаю, каждый из моих друзей в чём-то грешен. И я сам тоже далеко не ангел. Но заповеди всё равно остаются с нами. Мы можем не помнить их наизусть и даже забыть об их существовании. Но они заложены в природе человека. Есть запреты, которые живут внутри меня. Мне противно делать кое-что - например, убить комара легко, а щеночка, который только что родился, - уже навряд ли. А уж ребёнка - вообще невозможно. Почему? В каких генетических скрижалях это записано? Даже если человек ничего и не слышал о Нагорной проповеди - а вот больно ему в душе, и всё тут.

Нерождённые кумиры

«АиФ»: - Писатель Михаил Веллер недавно сказал «АиФ»: «России годится только строй, где глава государства гнёт всех под себя... Ибо когда даёшь народу свободу, то все начинают обворовывать всех, все начинают лгать всем - и сильный и подлый становится над честными и трудолюбивыми». Вы согласны?

О.Б.: - Сказано остро, умно. Но готов с этим поспорить. Во мне всё-таки живёт вера в то, что в народе - будь то русский, еврей или татарин - ещё живы качества, которые, если их поддержать, позволят обществу снова ощутить себя единым целым. А кто поддержит? Это задача власти. Труднейшая, но выполнимая.

«АиФ»: - По соцопросам, людей, симпатизирующих Сталину, в обществе всё больше. К образу «отца народов» идут за защитой?

О.Б.: - Всё верно. Маленькие обездоленные люди ищут у тени Сталина защиты - из-за того что государство, не доведя реформы Гайдара и Ельцина до конца, оставило нас лицом к лицу с алч¬ностью, воровством и чёрство¬стью рынка. Поэтому граждане бросились за самопроизвольной «крышей». Они ждут её от наследия человека, при котором, как им кажется, был порядок. Да, на улицах не грабили, можно было спокойно гулять ночью, бандитов ловили и расстреливали. Мало того, не мучила зависть. У меня нет холодильника - так и у соседа тоже нет. А кто завёл себе холодильник, тот наверняка вор, где-нибудь утащил со склада. Мы все равны. Взаимная ответственность. И, что касается обывательских надежд, я их понимаю. Люди хотят жить в безопасности. Сталин навёл порядок - это правда. А о десятках миллионов человек, безвинно погибших при нём, предпочитаем не думать...

«АиФ»: - Надо ли переименовывать Волгоград в честь Сталинград¬ской битвы?

О.Б.: - Если бы на карте снова появился Сталинград, не знаю, был бы я «за» или «против». У меня противоречивые чувства. Мой отец прошёл всю войну от звонка до звонка, орденоносец. Но самой дорогой наградой для него была медаль за оборону Сталинграда. Он отвоевал там от первых налётов фашистской авиации до окружения армии Паулюса. Само слово «Сталинград» в нашей семье считалось святым, вне связи с исторической личностью. И всё-таки переименование Волгограда, наверное, было бы ошибкой. Может быть, вернуть городу старое название - Царицын? Хотя не знаю...

«АиФ»: - Кумиры поколений «совет¬ских людей» уходят. На кого будем равняться завтра?

О.Б.: - Новых властителей дум страна не рождает. Историк Лев Гумилёв ещё в 70-х объяснял это отсутствием пассионарности - желания народа развиваться, самосовершенствоваться, жить дальше. Наша пассионарность иссякла - как правильно как-то сказал мой друг Лёша Герман (Алексей Герман-старший, выдающийся кинорежиссёр. - Ред.), - из-за того что страна была изнасилована Сталиным. Вы понимаете, почему дома в немецких сёлах выстроены из камня, крыши крыты черепицей, туалеты с комфортом? И почему добротны украинские хаты? Да и вообще жилища людей почти во всём мире?

И только русские избы сложены так, будто их владельцу наплевать, как он живёт. Заборы в России XXI в. так и стоят покосившись, сельский туалет по-прежнему - неотапливаемая будка на заднем дворе, где должны простужать придатки наши молодые женщины.

И так из века в век. Почему мы сами не хотим жить лучше?

А отбили охоту: знаем, что всё равно не дадут, загнобят, отнимут. Загадывать что-то на будущее бессмысленно. Никто не даёт бесплатно землю под фермерство, не освобождает крестьян от налогов на 15 лет, не защищает от бандитов-цапков. Но даже если и дадут всё - то сосед красного петуха пустит из зависти. Так ради чего стараться? Поэтому машем рукой, покупаем пол-литру - и рога в землю.

«АиФ»: - От кого ждать обещанного «рывка», от народа или от власти?

О.Б.: - Все послабления и реформы в России шли только сверху. От Петра I до Гайдара и Ельцина. Вот эти-то подарки нас и приучили: дай, дай, дай! А всё должно быть наоборот. Общество само должно бороться за свои права. За честные выборы, непредвзятые суды, неподкупность чиновников. Ростки такого гражданского общества уже есть. Впомните, сколько мыслящих и прогрессивных лидеров появилось на съездах народных депутатов в конце ¬80-х - сразу, как только нам дали возможность высказываться. А победа граждан в борьбе против строительства башни Охта-центра в Петербурге? А кто отстоял 31-ю детскую больницу, которую хотели отдать судьям? А многое другое?.. Так что не переживайте, достойные люди на Руси всё-таки не переводятся. Была бы воля. Не защита доброго царя, надежды на которого мало, а наше с вами гражданское самосознание.