Развитая интуиция и стратегическое чутье могут компенсировать отсутствие у менеджера аналитического мышления. Понимание человеческих характеров и жизненный опыт иногда оказываются для руководителя важнее, чем серьезное владение управленческими навыками. Но есть компетенция, без которой менеджер не может быть успешен. Это «ориентация на результат».

В чем ее суть? Человек, владеющий данной компетенцией, способен четко определять образ результата своей деятельности, проявлять настойчивость и упорство при столкновении с трудностями. Он ставит амбициозные цели, требующие серьезных усилий для их достижения, стремится превысить ожидания и постоянно повышает планку следующей цели. Сложные цели его мотивируют. Выполнение взятых на себя обязательств является для такого руководителя делом чести. Он стрессоустойчив, мобилизован и мыслит работу только в терминах результата. Устремляясь в будущее, оценивает и использует все возможности настоящего и анализирует прошлое, чтобы избежать допущенных ранее ошибок и сформировать успешные модели действий. Он мечтатель, мыслитель и активный созидатель одновременно.

К 32 годам Алексей уже входил в состав высшего руководства одной из крупнейших российских компаний, не имея при этом полезных родственных связей или выгодных знакомств.

Он обладал одной выдающейся способностью: умел ставить амбициозные цели и непременно их достигать, проявляя парадоксальное сочетание упорства и гибкости, твердой непреклонности и чуткости к возникающим возможностям. «Когда я поставил себе цель стать через три года финансовым директором, друзья посмеялись, — рассказывает Алексей. — Но я по натуре не пустой фантазер, а расчетливый и хладнокровный практик. Я подробно изучил модели стремительных карьерных восхождений, прописал для себя необходимые этапы, проанализировал, каких знаний и навыков мне не хватает и что реально надо сделать, чтобы цель была достигнута».

Ориентация на результат чаще всего закладывается в детстве: воспитанием, условиями жизни, особенностями раннего восприятия мира, первыми самостоятельными поступками. Наделенные этой компетенцией обычно говорят так: «Я в детстве обожал сказки, где герои, преодолевая препятствия, завоевывали царства, освобождали красавиц, побеждали злодеев и получали высшую награду, чаще всего это было право на богатую спокойную жизнь. И я всегда потом думал: неужели они на этом остановятся?»

Основы героического сценария часто закладываются родителями. «Мое детство прошло под знаком двух взаимодополняющих родительских посланий, — рассказывал один из наших клиентов. — Мама, доцент университета, всегда говорила: «Взялся — доведи дело до конца, чего бы это ни стоило» — и прерывала иногда появлявшиеся у меня слезы усталости и отчаяния рассказами о своих собственных победах воли над ленью. Отец, который не жил с нами, при наших регулярных встречах «взбадривал» меня постоянными комментариями: «Подумаешь, научился считать до 100! Это пустяки, вот когда научишься до тысячи, можешь гордиться»; «На велосипеде каждый дурак катается, а ты лучше на машине научись»; «Ну а в чем ценность красного диплома, когда нет престижной работы? Начни серьезно работать, тогда и поговорим».

Иногда героический сценарий формируется как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, пытаясь противостоять «сценарному проклятию», начинают с необыкновенным упорством действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру. И обязательно добиваются результата. Такие люди убеждены: получить желаемый результат можно всегда, но приложив усилия, пройдя через испытания.

Как же все-таки развивать ориентацию на результат? Неужели только раннее детство определяет наш успех в этой компетенции? Нет, конечно. Ее можно развивать и совершенствовать на любом жизненном этапе. Есть простая методика. Сначала надо понять: что я действительно хочу получить в работе, в этот конкретный жизненный период? Затем наметить понятные, достижимые, пока не очень масштабные, но при этом важные результаты на каждую неделю (можно даже присвоить неделям названия). Четко прописать шаги по их достижению (если на этом этапе возникают затруднения, надо выбирать другие, более реалистичные цели) и обязательно выполнить. Подчинить все действия достижению поставленной цели. А затем поощрять себя за каждый достигнутый результат. Ведь гордиться нужно и маленькими победами.