Карьеристам не всегда удается правильно определить подходящий им тип карьеры. Поэтому хорошие специалисты порой стремятся стать плохими бизнесменами, бизнесмены - отсидеться в кресле руководителей (которое им явно жмет), а те, в свою очередь - превратиться в собственников (и получить раннюю седину). А ведь каждый из этих путей профессиональной реализации предъявляет своим адептам довольно жесткие требования. Какие?..
Путь в кресло руководителя по праву считается наиболее спорным типом карьеры: никакой другой ее вариант не вызывает у окружающих одновременно столько зависти, восхищения и страха; никакой другой вариант не приносит ее сторонникам столько денег, полномочий и сердечных приступов. Почему?
Особенности
В классической науке выделяют 4 основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Но суть руководства, в конечном счете, сводится к балансу двух понятий: власть и ответственность. «Правильное» соотношение того и другого и определяет успех сотрудника на руководящей должности. А перекос в сторону власти или ответственности вызывает большую часть драматических эффектов в жизни менеджера: назначений, переводов, выговоров и отставок.
Принято разделять три вида руководителей:
Оперативный менеджмент (низшее звено). Руководители этого звена максимально приближены к исполнителям и специалистам, и осуществляют ежедневное управление «на местах».
Стратегический менеджмент. К нему относятся руководители высшего звена, которые определяют общее направление развития компании и составляют долгосрочные планы.
«Средний менеджмент», основная функция которого – перевести стратегические цели в тактические задачи. То есть, фактически, это руководители – посредники, передающие сверху вниз управленческий импульс-план, а снизу вверх – обратную связь по достигнутым результатам.
Рост менеджера от низшего звена управления к высшему, на первый взгляд, воспринимается как естественный. Но на самом деле между этими звеньями существует качественная разница: при повышении увеличивается «вес» функций планирования и мотивации в ущерб организации и контролю. То есть, на каждом последующем уровне руководитель должен немного (или совсем) по-другому расставлять приоритеты, мыслить и действовать.
Поэтому именно при вертикальных переходах в системе может произойти «сбой»: не каждому менеджеру под силу (да и захочется) осваивать новые подходы и отказываться от старых. Особенно тяжело руководителям дается сокращение функции контроля – отсюда и «хроническая» неготовность делегировать полномочия, погубившая в России уже не один бизнес. Поэтому при планировании этого типа карьеры важно реалистично оценивать свой уровень притязаний – и готовность к дальнейшему развитию.
Но любого руководителя характеризуют одни и те же черты:
Ориентация на командный результат. Все успехи и неудачи коллектива руководитель совершенно естественно воспринимает на свой счет – он искренне верит в великое слово «МЫ».
Наличие способности, и, что еще важнее, ПОТРЕБНОСТИ командовать и подчиняться. Менеджер готов добровольно отдать часть своей свободы выбора вышестоящему начальнику, потому что считает, что серьезные проекты можно реализовать, только организовав труд нескольких людей (причем для него - чем больше людей, тем интереснее!).
Уважение к иерархической (властной) структуре. В наше время, живя в демократическом обществе, об этом говорить не принято. Но человек, склонный к карьере руководителя, в глубине души не согласен с утверждением «все люди рождаются равными». На самом деле он уверен: люди рождаются НЕ равными. Они делятся на тех, КТО управляет, и тех, КЕМ управляют. Его внутреннее убеждение именно таково, хотя он не обязательно его озвучивает (или даже полностью осознает).
Плюсы
Плюсы такой карьеры привлекают к ней очень многих сотрудников – в том числе и тех, кому она противопоказана. Это такие бонусы, как наличие властных полномочий, престиж высокого социального положения, большой оклад. И еще осознание своей лидирующей роли в реализации по-настоящему масштабных проектов. Ведь даже самый талантливый специалист не сможет в одиночку запустить ракету в космос или разобрать завалы от землетрясения – тут нужна координация труда многих людей, а следовательно, и руководитель. Так что последнему есть, чем гордиться.
Минусы
К минусам руководящих должностей относятся, например, ненормированный рабочий день. В отличие от рядового сотрудника, руководитель часто не может себе позволить отключить телефон даже на выходные. На его плечи, в конечном счете, ляжет ответственность за любую внештатную ситуацию или форс-мажор.
Эта повышенная ответственность (материальная и моральная) и связанное с ней ПОСТОЯННОЕ психологическое напряжение, является другим важным минусом такой карьеры – а заодно, и причиной большинства начальнических инфарктов.
Для руководителя также почти неизбежна потеря профессиональной квалификации – ведь он, в отличие от своих подчиненных, больше не решает узкоспециализированные задачи, а руководит бизнес-процессами. Само по себе это не опасно – кроме случаев, когда управленческая карьера оказывается для человека ошибкой, и он пытается снова встать на путь специалиста – но понимает, что его знания и навыки уже устарели.
Подводные камни
Среди неявных опасностей этого типа карьеры можно выделить наличие управленческого «прокрустова ложа» - довольно жесткое ощущение двойного давления со стороны как непосредственного руководства, так и подчиненных. Практически каждый руководитель должен, так или иначе, согласовывать в своей деятельности интересы двух «смежных» ему уровней иерархии (одного сверху и одного снизу), которые часто противоречат друг другу. Например, решение о сокращении штатов, принятое топ-менеджментом, персоналу сообщит их непосредственный начальник – и он же составит списки на увольнение. В то же время, отстоять повышение зарплаты ценному сотруднику, преодолевая естественное желание собственников сэкономить затраты – тоже его задача. В связи с этим, руководитель часто оказывается «крайним» в ситуациях, на которые он, по большому счету, почти не может повлиять.
Вторым «подводным камнем» является вольная или невольная вовлеченность любого менеджера в корпоративную политику. Там, где есть власть (а полномочия дают БОЛЬШУЮ власть), за эту власть всегда ведется борьба – в компании возникают интриги, манипуляции, неформальные альянсы и проч. и проч. Перед руководителем встает выбор: или потерять свою должность, или предпринять контр-шаги, причем открытая конкуренция с противникам часто невозможна. И человек, к своему удивлению, совершает такие действия, за которые он еще год назад сам гневно осуждал окружающих. Конечно, для его самооценки это бесследно не проходит.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Начальник: между властью и ответственностью
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат