Британские психологи выяснили, что откровенность с начальством положительно влияет на здоровье и помогает избавиться от стресса. Кроме того, это улучшает эффективность работы компании. Поэтому они считают, что сотрудникам необходимо разрешить перечить начальству.

Британские исследователи рекомендуют менеджерам вызывать подчиненных на откровенные беседы, в которых они смогут оценить деятельность начальства. По их убеждению, это поможет улучшить здоровье сотрудников, наладить психологический климат в коллективе и повысить эффективность работы.

Исследователь из неправительственной организации «Здоровье на работе» Эмма Дональдсон-Фейлдер провела интересный эксперимент, пишет Infox.ru со ссылкой на BBC. Она отобрала 150 линейных менеджеров (начальников, имеющих в прямом подчинении группу исполнителей) и 500 подчиненных, а затем разделила их на 2 группы. Исполнителям в первой группе разрешали обсуждать решения руководства и высказывать критику в адрес начальства, другой группе рекомендовали воздержаться.

Эксперимент дал радостные для подчиненных результаты: сотрудники из первой группы добились от менеджеров перемены стиля управления в угоду персонала, что, в свою очередь, помогло начальникам добиться большей эффективности от коллектива. Боссы научились решать конфликты и учитывать мнение подчиненных.

Между тем, участники другой группы, которые не имели права перечить начальству, испытывали серьезный стресс. «Последствия стресса всеобъемлющи: у стресса множество симптомов, такие как беспокойство, учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, ослабление умственной активности. Стресс становится причиной невыхода на работу, таким образом мы можем говорить, что стресс влияет на весь рабочий цикл и дорого обходится работнику и компании», – рассказывает Эмма Дональдсон-Филдер, отмечая, что из-за этого также снижаются умственные способности.

Поэтому исследовательница предложила компаниям ввести практику критики руководства и систему оценки его деятельности сотрудниками. «Если никто не держит перед боссами "зеркала", у них может создаться обманчивое ощущение, что они уже достаточно хорошо работают и меняться нет причины», – уверена Дональдсон-Фильдер.

Как ранее заявляли другие ученые, хранить в себе злость на начальника вредно для здоровья. Они выяснили, что люди, спокойно воспринимающие несправедливое обращение на работе, вдвое больше подвержены риску инфаркта или смертельного заболевания сердца по сравнению с теми, кто открыто проявляет свое негодование. Сотрудники Стокгольмского университета с начала 1990-х до 2003 года следили за состоянием здоровья 2755 работающих мужчин. Женщины тоже приняли участие в исследовании, которое показало, что для них не менее вредно носить свое недовольство в себе. Но из-за низкого числа инфарктов среди женщин тут трудно сделать какой-то вывод, отметил автор статьи Джереми Лоренс.

Орать на руководителя, конечно, не нужно, но терпеть несправедливость тоже не стоит. «Я бы не советовала кричать на начальника. Это не лучшее решение. Но всегда лучше сказать, что, по вашему мнению, с вами несправедливо обращаются, и найти конструктивное решение. Мы выявили повышение риска среди тех, кто не говорит со своим начальником. Но должен же быть способ снижения риска», — отметила руководитель исследования Констанс Лейнвебер из Института изучения стресса при Стокгольмском университете.

Для Великобритании стресс – крайне актуальная проблема. По данным британской правительственной организации Health and Safety Executive, в 2008-2009 годах почти 415 тысяч граждан страны говорили, что постоянно испытываемый ими стресс на работе уже превратился в болезнь. В 2008 году в стране было зафиксировано 5 100 случаев обращения к врачу по поводу психических расстройств на фоне стресса, пишет Газета (GZT.ru). Экономике Великобритании это нанесло существенный урон – в отчетном году было потеряно 11,4 млн рабочих дней.

Между тем, в России также сложилась непростая ситуация из-за стресса на работе. По данным исследования кадрового агентства «ЮНИТИ», в 2008 году 35% сотрудников были вынуждены сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии. При этом 63% специалистов испытывали стресс от общения с руководством. Они объясняли свое состояния постановкой невыполнимых задач. В России проблема усугубляется тем, что наши соотечественники часто предпочитают лечить стресс алкоголем.